День гончара: ремесел хоровод
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
День гончара: ремесел хоровод


Ковер соткать, игрушку из глины сотворить, на рожке  научиться дудеть... В честь Дня гончара в селе Замостье, что под Суджей, умельцы области и соседних регионов продемонстрировали азы ремесла, а гончары соревновались в мастерстве обращения с глиной.    
Над небольшой площадью у Замостянской школы разносятся замысловатые народные мотивы. Люди, как в старину, прогуливаются между рядами, где мастера выложили товар: глиняные игрушки, вытынянки (картины, вырезанные из бумаги), деревянные браслеты, разноцветные мандалы (геометрический символ сложной структуры) из ярких ниток. Каждый мастер проводит мастер-классы: ребята занимаются резьбой по дереву, кто-то лепит из глины горделивую барыню, чуть поодаль развешаны яркие ковры, а за большим ткацким станком умелец показывает, как переплетать шерстяные нити, чтобы вышел красивый геометрический узор. Глаза разбегаются – хочется научиться всему и сразу. Внимание привлекает стол с традиционными музыкальными инструментами: преподаватель Суджанского техникума искусств Евгений Шестопалов вместе с учениками то под кугиклы (русская разновидность многоствольчатой флейты), то под балалайку поет народные песни. Собравшиеся мальчишки слушают, затаив дыхание, – народная музыка звучит сложно, задиристо и звонко.
–  Курский традиционный рожок состоит из коровьего рога, дудки, которая делается из калины или клена, и пищика из камыша (собирается у нас на болоте), – мастер показывает ребятне небольшой музыкальный инструмент. – Пастух, который умел играть на рожке, был почитаемым и важным человеком на деревне, потому что не бил коров плетьми. Рожечник выходил рано утром на самое высокое место, подавал определенный сигнал, и коровы на звук шли к нему, рожок слышен за 5 километров даже в лесу.
Рожок на Руси был мужским инструментом. А женским считались еще более древние кугиклы – связанные в ряд тростниковые трубочки. На кугиклах играли ансамблем, во время исполнения женщины «фифкали» на вдохе или выдохе. Получалось очень похоже на хор лягушек, только с музыкальным слухом – кугиклы дают на удивление богатый и очень необычный звук.
– Все шло от природы, – рассказывает мастер. – Тростник собирали на болоте, делали кугиклы, и звучали они соответствующе. Был еще духовой инструмент колюка – его делали  из полого болиголова, на нем играли одновременно четыре-пять человек.
Болиголов надо собирать в определенное время года, иначе даже засушенное растение щиплет губы. Мастер нашел ему замену – пластиковая труба хоть звучит и не так богато, зато наделать из нее колюк можно сколько угодно.
Сотканные вручную пояса и традиционные игрушки из бересты и дерева привезла из Курчатова мастер Галина Скобликова.
–  С детства любила что-то делать руками, начала заниматься с берестой, научилась плести лапти, делать маленькие сувенирные вещи, – делится Галина. – Потом освоила глиняную игрушку и ткачество. Сегодня даю мастер-класс по ткачеству на бердышке. Это деревянная самодельная рамка с натянутыми нитками, которые переплетаются челноком.
Особенно детям полюбились игрушки-головоломки из дерева в исполнении Галины – особым способом скрепленные лентами деревянные дощечки падают ручейком, образуют различные фигурки. В центре внимания были поделки из глины – расписные, обожженные и глазированные уточки, олени и всадники поражали разнообразием форм и деталей. Сейчас мастера добавляют ноу-хау в традиционные игрушки, придумывают новую роспись и лепят совсем невиданных зверей, но традиция все равно сохраняется – любой гончар относится к ней с уважением.
– Среди специфических черт суджанской керамики прежде всего – красная и белая глина, – рассказывает преподаватель   техникума искусств Нонна Кипоть. – В росписи суджанские изделия были небогаты, имели лаконичные, простые формы. Как такового канона не было, но определенным правилам мы следуем до сих пор. Например, у фигурки барыни руки всегда в кулаках упираются в бедра, всадники тоже лепятся в определенной позе – одна рука на поясе, другая  держит лошадку за шею. Иногда на плече у барыни и у казака могли сидеть птички-свистульки. Изначально глиняная игрушка служила не только прикладным целям, но и имела сакральный смысл – лошадка могла быть продана человеку, у которого нет коня. У некоторых лошадок мастер лепил на груди бугорок – это означало, что она будет иметь жеребенка, было хорошей приметой купить такую фигурку.
Наиболее традиционные для Суджи игрушки – рыбка, уточка и лебедь. Местность болотистая, и люди лепили то, что видели чаще всего. Расписывались игрушки яркими цветами, орнамент напоминал камыши и подсолнухи (большая круглая серединка заполнялась сеточкой штрихов). Суджанский край по праву можно считать столицей гончарного промысла в Курской области – керамику здесь делали испокон веков, в XVII веке Гончарная слобода насчитывала 100 дворов. Сейчас здесь действует гончарный цех, а также есть  отделение керамики при техникуме искусств, которым заведует народный мастер России Юрий Спесивцев.
– Заложили очень интересную и важную традицию – не было в России Дня гончара, теперь он появился, – рассказал Юрий Степанович. – Впервые конкурс гончаров проходил на профессиональной основе,  оценивали мастерство и качество исполнения работ.
Некоторые юные мастера привезли на конкурс готовые работы, другие демонстрировали умения тут же. Всего участвовало более 50 детей, многие привезли домой дипломы победителей. Награждение происходило в традиционном ключе – каждый победитель должен был отпить из большого глиняного кувшина свежего взвара из яблок и сухофруктов и заесть напиток сладостью.
День гончара проходил в рамках этнографического маршрута «Дорогами Тимони», который прорабатывает комитет по делам молодежи и туризму области и центр туризма региона. «Тимоня» – это и пляска, и песня, предполагающая различные варианты наигрыша на кугиклах, рожках и балалайках. Родина «Тимони» – деревня Плехово, в которой действуют Плеховский центр фольклора и одноименный ансамбль, удостоенный в 2007 году премии «Душа России». Еще один пункт маршрута – деревня Нижнемахово Суджанского района. Энтузиасты в здании старой начальной школы основали историко-краеведческий клуб «Житица». Статус музея клуб пока не получил, хотя все необходимое есть – в качестве экспонатов выступают старинные предметы обихода, украшенные вышивкой домотканые рушники, исторические народные костюмы и головные уборы. Люди сами приносили вещи, оставшиеся от бабушек и прабабушек, и постепенно коллекция выросла. Все экспонаты можно потрогать и даже примерить.
День гончара завершился в Замостье большим карагодом – традиционным курским хороводом, что сочетает в себе и песни, и пляски. Даже городские не удержались от участия во всеобщем веселье. На курской земле фольклорные традиции, промыслы и ремесла продолжают жить не только в техникумах и музеях, но и в сердцах людей.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...