Юрий Бурэ: «Зритель голосует за нас ногами»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Юрий Бурэ: «Зритель голосует за нас ногами»


На спектакль Курского драмтеатра вновь не достать билетов.    
Пусть речь идет о финальном аккорде сезона, – церемония закрытия состоится 28 и 29 мая, – но на всем его протяжении постановкам «пушкинцев» сопутствовали благодарный интерес земляков и награды трех (!) престижных фестивалей.  А цена «минуты славы» на авансцене Саранска, Самары или Брянска –  напряженный труд в репетиционном зале изо дня в день. И конечно, для успеха каждого творческого сражения необходим авторитетный командир, –  каким для нашего храма Мельпомены является художественный руководитель, народный артист, заслуженный деятель искусств России, лауреат Госпремии Юрий БУРЭ.
– Юрий Валерьевич, примите поздравления от редакции и читателей «ГИ» за замечательный год, в том числе за впечатляющие бронзовые ладьи – призы «Волжских театральных сезонов». Впрочем, и «в своем отечестве» любовь к театру в последнее время стала еще горячее...
– Судите сами: в 2015 году в театре побывали 154 тысячи 988 человек. А годом ранее количество зрителей было  146 тысяч 300. Прирост за сезон –  более 8 тысяч посетителей! Это десять заполненных залов...
– Для таких актеров, как Дмитрий Баркалов, Михаил Тюленев, Елена Цымбал, сезон стал временем подъема, сравнимого со вспышкой сверхновой звезды. Предвидели ли вы, что их дарование так ярко раскроется в новых работах?
– Конечно, они все очень способные люди. Прибавлю к названным именам и Сергея Тоичкина, он получил приз в Самаре и, как мне кажется, очень хорошо играет в «Ктубе». Кстати, двое – выпускники моего актерского курса в колледже культуры.
– У Тюленева впереди еще и «Гамлет» – мечта любого актера. Бессмертной трагедией откроется будущий сезон?
– Да, он будет юбилейным, 225-м. Попытаемся взять и эту высоту. Мне довелось повидать разных Гамлетов, начиная с Пола Скофилда (величайшего британского актера) в 1957 году, когда я учился в ГИТИСе. В Театре Маяковского внимал Самойлову, потом Козакову, Марцевичу, на Таганке – Высоцкому...
– На ваших глазах происходили оглушительные провалы того или иного театра, замахнувшегося на «Вильяма нашего Шекспира»?
– Да, и это неотъемлемый риск профессии. Предсказать успех или неуспех невозможно. Когда брался за «Горе от ума», поверьте, не думал, что спектакль обретет такой успех! А он уже 20 раз прошел при зрительском внимании.
– Новое название в афише – «Мораль пани Дульской». Ставит спектакль Олег Куртанидзе, знакомый курским театралам по гастролям труппы из Северодвинска. Наверняка и вы внесли в премьеру долю труда?
– Советом. И только. Вообще считаю, что последнее дело – лезть в чужой спектакль и переделывать. Ничего путного из этого не выйдет. Надо дать возможность режиссеру сделать то, к чему он стремится.
– Предложение Олегу Амирановичу исходило со стороны театра. Чем легло вам на сердце классическое произведение?
– Во-первых, пьесу я хорошо знал: выпускал со студентами дипломный спектакль, Дульскую играла Светлана Сластенкина. Увы, она покидает Курск, очень жаль, замены актрисе пока нет. И уж совсем тяжело расставание с народными артистами Евгением Поплавским и Валерием Егоровым, из-за болезней они не выходят на сцену... Дай Бог, подлечатся и вернутся.
А что касается сердечных влечений при выборе материала, то театр руководствуется и производственной необходимостью. В том же «Гамлете» заняты две женщины и... вся мужская часть труппы. Так что для равновесия необходима «женская» пьеса. Впрочем, она достойная и, увы, злободневная. По ТВ беспрерывно идут передачи о семейных неурядицах: кто-то обманул, кто-то изменил, кого-то выгоняют из дому, в суд подают друг на друга... Хорошо хоть наш коллектив такие напасти обходят стороной. Ну а что получится – предсказать нельзя. Решающее слово за публикой, для которой работаем.
Поделюсь радостью: наша касса продает более чем вдвое больше билетов, чем уполномоченные. Когда только приехал в Курск в 1982-м, застал нерадостную картину, когда касса продавала 8 билетов, 15... Ну а если 30 – это было счастье. Теперь же не редкость  400-500. При этом критика может и разругать наш труд, зато публика вопреки разгромным статьям «проголосует ногами» за понравившийся спектакль. Бороться с ее мнением – дело безнадежное. Да и любого актера спросите, каково им играть при пустых креслах. Кто-то, правда, может бравировать, что ему-де все равно, но прозвучит это неубедительно. Как сказал бы Станиславский: «Не верю!».
– Еще Константин Сергеевич говорил, что профессия режиссера вторична по отношению к тексту драматурга. Это ведь и ваш творческий принцип?
– Я бы вообще ввел уголовную ответственность за надругательство над классиками. Ставь пьесу как хочешь, но не придумывай за них!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...