На курских гуляниях научили «Суп варить»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
На курских гуляниях научили «Суп варить»


А также плести венки, банные веники, играть на гуслях, рожке и балалайке и ткать. На II Межрегиональном фестивале «Курские гуляния» народные умельцы и знатоки фольклора передавали премудрости мастерства и воскрешали традицию исконно русских праздников. Кстати, «Суп варить» – одна из старинных игр.
    
А также плести венки, банные веники, играть на гуслях, рожке и балалайке и ткать.
На II Межрегиональном фестивале «Курские гуляния» народные умельцы и знатоки фольклора передавали премудрости мастерства и воскрешали традицию исконно русских праздников. Кстати, «Суп варить» – одна из старинных игр.
На большой поляне в деревне Сахоровка, недалеко от Клюквы, под сенью густого леса раскинулись разноцветные палатки с рукодельными товарами. Напротив, у берега Сейма, – организовали площадки для народных игр. В тени деревьев расположилась импровизированная сцена.
Раньше народ так и гулял на большие праздники: устраивали игры, пляски и хороводы, мастера-рукодельники предлагали товары на ярмарочных рядах. Ну а какие же гуляния без музыки? Освоить гусли, рожок, гармонь и балалайку можно было на мастер-классах.
Дмитрий Бабынин приехал из Чехова (Московская область), чтобы познакомить курян с особенностями гусельной традиции.
– У меня нет музыкального образования, – рассказал мастер. – Фольклором увлекся случайно, в 27 лет попал на фестиваль «Живая традиция» в Москве, и понял, что это мое. Пел, играл, посещал фольклорный клуб. Пришел к выводу, что лучше осваивать народные инструменты в комплексе, учиться играть и на гармони, и на балалайке. Гусельная традиция более редкая – потому и выбрал ее для мастер-класса. Традиция сохранилась слабо, часто приходится использовать мелодии других народных инструментов.
Дмитрий собирает наигрыши и мелодии в Псковской и Новгородской областях.
– В Пскове было 15 наигрышей на разные случаи жизни, а в Новгороде – один, менялся только ритм, – уточнил Дмитрий. – Хочется, чтобы традиционная культура продолжала жить не только на фестивалях, но и в быту среди нас. Курские мастера-самоучки Вячеслав Домовец и Сергей Чевычелов научили азам игры на балалайке и гармони. – Балалайка появилась в XVII веке благодаря исследователю и музыканту Василию Андрееву, хотя и до этого существовала немного в другом виде, – отметил Вячеслав. – Ученые до сих пор спорят насчет конкретных дат и происхождения названия. Интересно, что на Руси православная церковь отрицательно относилась к народным инструментам, поэтому балалайки не получили широкого распространения. Инструмент этот считался простонародным. Из-за звонкого голоса балалайку чаще использовали как аккомпанемент к частушкам и играм. Кстати, благодаря ей получила свое название профессия «скобарь». Изначально так называли частушки под гармонь или балалайку, которые пели перед боями «стенка на стенку». Мужики из Пскова, который был центром скобяного мастерства, считались крепкими бойцами. Постепенно скобарями стали называть всех жителей губернии. Потом «скобарь» стало словом нарицательным, означающим принадлежность к профессиональному сообществу. Другой традиционный инструмент на народных праздниках – гармонь. – Это не такой старинный инструмент, как рожок или кугиклы, – рассказал на мастер-классе Сергей. – Он появился в конце XVIII – начале XIX века и быстро полюбился простому народу. Мужики в деревне не были обучены нотной грамоте, перенимали мастерство друг у друга. И я так же. Когда человек играет по нотам, он работает, а я отдыхаю – играю, что на душу придет. Три года назад в гостях у родственников увидел гармошку, которая от деда досталась. Она была в ужасном состоянии! Целую зиму кнопки правил, клеил, меха перебирал. Начал по чуть-чуть играть.
Ребятню из Суджи привезла руководитель ансамбля «Наследие» Светлана Филонович. Она преподает вокал и в местном техникуме искусств. – Как-то увидела выступление бабушек из села Плехово, решила научиться петь именно так, – вспомнила Светлана. – Закончив техникум искусств в Судже, поступила в Воронежскую государственную академию искусств. У меня еще два высших образования: управленческое и юридическое, но я рада, что нашла свой путь.
С этническими экспедициями Светлана объездила села Курской, Белгородской, Воронежской областей. – Центральный жанр у нас – хороводная песня, – рассказала Светлана.
– У всех на слуху пляс «Тимоня», его еще называют «в три ноги» из-за ритма. Он сопровождался карагодными припевками и наигрышами на народных инструментах. Были распространены танки – хороводы, только не по кругу, а витиеватой змейкой, иногда рядами – «стенка на стенку» –или шеренгами. В курских песнях текст прозрачен. Особенности – «якающий» диалект и замена «ч» на «ш»: «шо» или «щё» в нашем регионе можно услышать от каждого второго, а в некоторых селах вместо «ц» произносили на «с», как в детской потешке: «Шла куриса, а за ней авса, и как шлёпниса». Пели наши предки про любовь, быт, семью, войну – о том, что тяготило, теребило душу. Важное место в народной культуре занимали и веселые напевы к забавам и играм, в программе фестиваля им отвели вечер.
– Детские игры несли воспитательную, образовательную нагрузку, – уточняет Светлана. – Народная игра «А на горе мак» рассказывала об этапах обработки земли от подготовки к посеву до сбора урожая. На карагодных гуляниях ребята и девушки присматривались друг к другу. По крупным праздникам, на Масленицу или на Троицкие гуляния, проходили кулачные бои среди мужчин. Парни выходили не столько драться, сколько показать себя. Дрались плечами, а руки болтались как плети. С одной стороны это выглядело смешно, а с другой – красиво, как ритуальный танец.
Необычный мастер-класс организовал курянин Сергей Спицын – он рассказал, как сделать отраву против огородных вредителей и краску для забора на основе льняного масла: – Раньше народ был ближе к природе, и вся бытовая химия делалась своими руками из натуральных материалов. Вот, например, картошку жуки жрут на огороде. Как обработать? В ведро воды добавляем двести граммов горчицы и сто миллиграммов разбавленного уксуса. Обрабатываем картошку. И пожалуйста! У меня жуков нет. Началось мое увлечение натуральной бытовой химией с краски. Я прочитал, что ее можно приготовить из льняного масла: добавить ржаной муки, железного купороса и соли. Получается дешевле раз в двадцать, чем в магазине, а служит дольше: у меня забор три с лишним года стоит как новенький. Цвет зависит от красителя – тут уж натуральный продукт найти сложно. Посоветовал Сергей и рецепт удобрения для огорода: набиваем бочку крапивой, заливаем водой. Через три дня настой готов: разбавляем литр в ведре воды и поливаем растения. Народ не успевал записывать рецепты. Таких полезных советов на гуляниях было много.
А сколько всего хотелось увезти с ярмарки мастеров! Галина Сиделева привезла работы в технике лоскутного шитья, или пэчворк, мастер Надежда Голикова продемонстрировала основы лазоплетения, а художник-керамист Галина Власова научила ребятню художественно свистеть с помощью самодельных глиняных свистулек.
– В курском регионе две традиции – кожлянская и суджанская, – рассказала Галина. – В Судже глина красная, кожлянская почти белая. Суджанцы иногда глазировали игрушки, кроме того, использовали каноничные формы. Кожлянская игрушка более разнообразная.
Курские гуляния завершились большим костром и общим хороводом. В сумерках казалось, что нет за лесом оживленной трассы и дымящихся труб ТЭЦ, только дикая степь и небольшой купеческий городок за ней. Вспомнилась глухая деревня: когда за околицей на многие километры только леса и степи, а с наступлением вечера приходит радость от того, что рядом есть другой человек и в печи горит согревающий огонь.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...