Между молотом и наковальней...
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


..в прямом смысле слова побывал корреспондент «ГИ»    
И увидел, как из грубого металла методом ковки рождаются изящные вещи. Секретами мастерства делится кузнец  Олег ГРИДЯКОВ.
– Кузнецами не рождаются, ими становятся, – убежден Олег.
После окончания физико-математического факультета КГУ случайно попал в мастерскую к настоящим кузнецам. Обстановка юношу впечатлила. Стал приходить каждый день. Учился кузнечному делу, перенимал опыт. Сначала ходил в подмастерьях, собирал кованые изделия. Потом доверили выковать перила. Несгибаемый на вид металл оказался чувствительным и податливым после нагревания.
– Это особый материал. И нужны годы, чтобы научиться чувствовать и понимать его, – говорит Олег.
Десять лет в кузнице не прошли даром.

В кузнице моей...
Ни разу прежде не была в кузнице. Металлические полоски, профили,  странные инструменты... Предметы большие и необычные, кажется, что находишься в пещере великана.
– При художественной ковке используем те же приспособления, что и в классической кузнице, – говорит Олег. – Главные устройства – молот, горн и наковальня.
С молотом все понятно – «ударный» инструмент. Таких у Олега много – от 4 килограммов до 16.  Вспомогательные кузнечные инструменты – клещи для удерживания детали с длинными рукоятками, чтобы избежать ожогов при разогреве металла в горне и травм при ковке изделия. Прочие мелочи  для горячей ковки – скругленные молотки, зубила, бородки,  обжимки...
Сердце кузницы – кузнечный горн (печь). Это устройство для нагрева металла до температуры  свыше тысячи градусов. Особенность в том, что металл находится в непосредственном соприкосновении с горючим. Сжигание сопровождается дутьем (с помощью мехов или вентилятора).
– Профессия кузнеца одна из самых древних. Старинное ее название «коваль», – просвещает Олег. – Но кузнец при необходимости использует не только ковку, но и другие технологии: сварку, литье, пайку.
На наковальне с помощью приспособления для зажима заготовке придают форму. Олег похвастался и готовыми шаблонами под рисунок. С их помощью делаются витиеватые узоры.
– Заготовка нужного размера разогревается, укладывается на шаблон, – объясняет мастер. – Готовится основа, а потом подгоняется по размеру руками. Как только изделие готово, даем время остыть и красим в нужный цвет. Классика – черный с золотом. Но используется и бронзовый, и белый.
Виноградная лоза тоже делается по шаблону. В специальную круглую заготовку кладут горячий металл и бьют молотом. Получаются насечки, которые и создают фактуру лозы.

Какие цветы не вянут?
Как и в любой творческой мастерской, в кузнице художественной ковки все начинается с эскиза. Неважно, ворота это, подсвечник или цветок. Вначале идея формируется на бумаге. Каждый элемент, который предстоит выковать из металла, рисуют на рабочем столе.
– В масштабе один к одному, – уточняет Олег. – Готовим металл под размер и прикладываем...
Изделия больших масштабов (к примеру, ворота) создают по частям: мастер руками выковывает отдельные элементы, которые потом собираются по схеме. Соединяют элементы с помощью хомутов и клепок – это тоже элемент декорирования. Иногда используют сварку.
Недавно Олег сделал кованые каллы – любимой супруге.
– Цветы от настоящих мужчин никогда не завянут, – улыбается Олег.
– Ваша самая сложная работа?
– Как-то в Москве изготавливали перила между дубовых колонн, – рассказывает Олег. – Колдовали над ними два месяца. Сложность заключалась в том, что расковки металла приходилось делать в разных плоскостях. Это требовало немалых усилий и терпения.
– Слабым людям в кузнице не место?
– Вы правы, тут может работать  человек физически сильный. У него должно быть хорошее зрение, четкий  глазомер, способность переносить высокие температуры.
– Что вы чувствуете, когда кусок железа превращается в красивый цветок или утонченный узор?
– Радость и восторг. Это похоже на волшебство, когда из материала получается то, что ты хочешь. Нужно только знать, где правильно скрутить, по какому месту ударить, чтобы получилось пропорционально.
Олег хочет знать и уметь больше, поэтому постоянно экспериментирует.  Недавно купил в Воронеже рыцарский шлем IX века. Обязательно сделает такой же, но своими руками...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...