Преодолевая ускорение свободного падения
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Преодолевая ускорение свободного падения


Многие успели забыть, что в школьном курсе физики есть занимательный термин – ускорение свободного падения. Его значение варьируется незначительно в зависимости от положения относительно полюсов, поэтому в школе его обычно принимают равным 9,8 или даже 10 метрам в секунду. Это значит, что за каждую секунду свободного падения скорость объекта будет увеличиваться на заданную величину...  Вы уже, наверное, поняли, что сегодня речь пойдет о парашютах.
    
Многие успели забыть, что в школьном курсе физики есть занимательный термин – ускорение свободного падения. Его значение варьируется незначительно в зависимости от положения относительно полюсов, поэтому в школе его обычно принимают равным 9,8 или даже 10 метрам в секунду. Это значит, что за каждую секунду свободного падения скорость объекта будет увеличиваться на заданную величину...  Вы уже, наверное, поняли, что сегодня речь пойдет о парашютах.
В 50-х годах прошлого века прыжки были популярны настолько, что стали отдельным видом спорта. Тогда же провели первый чемпионат мира. СССР присоединился к этому течению. В стране появились первые профессиональные клубы, в том числе и в Курске.

Преодолеть себя
– С детства мечтала прыгнуть с парашютом, – призналась курянка Олеся Никитина. – Конечно, тогда не представляла, что нужно сделать шаг в пропасть.
Олесе 26 лет, работает бухгалтером в частной фирме по продаже эко-косметики. Она никогда не поднималась выше 24 метров над уровнем земли (примерная высота, на которой располагается ее квартира на восьмом этаже на проспекте Дружбы), но это не мешает мечтать о большем.
– Хочу преодолеть себя, – заявила девушка в тот момент, когда пустой ПАЗик повернул в сторону аэродрома Рышково. – Всегда всего боялась. Даже в больницу боюсь ходить. Месяц назад в голове будто перемкнуло: хочу сделать что-то экстраординарное. Думала около недели, пока не осенило – всегда хотела прыгнуть с парашютом!
Аэродром находится на конечной остановке общественного транспорта «Авиацентр». Дальше – по ориентирам. Из-за невысокого забора виднеются два многоместных самолета: один в цветах российского триколора, второй – «классической» камуфляжной раскраски. В хорошем состоянии – исправно выполняют главную задачу.
Недостаточно приехать на аэродром и сказать «Где тут парашют?». Каждый новичок проходит трехчасовой курс теоретической подготовки под руководством Дмитрия Долженкова. Никаких серьезных знаний за это время не дадут, но расскажут достаточно для того, чтобы иметь представление о прыжках.
В курс включено все: базовые сведения о конструкции парашюта, техника безопасности перед взлетом, во время полета, а также после прыжка и во время приземления. Объяснят  даже, что нужно делать, если так и не рискнул сделать шаг в пропасть.
– Всегда говорю это всем, кто впервые приходит прыгать, – подчеркнул, в том числе и тоном, Дмитрий Долженков. – Это экстремальный вид спорта. Если понимаете, для чего это делаете, если способны выполнить всего лишь несколько ключевых пунктов – это абсолютно безопасно. Все, что происходит на земле, все, что происходит на борту самолета, – контролируем мы. Настоящая работа парашютиста начинается тогда, когда он делает шаг в бездну, которая лишь при беглом взгляде похожа на Google Maps (онлайн-карты, где для отображения рельефа используются спутниковые снимки поверхности – И.Э.). Эти пять минут, за которые вы преодолеете 1000 метров, – полностью ваши. От вас требуется обязательно выполнить лишь одно требование:  правильно поставить ноги и ни в коем случае, я повторяю, ни в коем случае не смотреть на землю. Если вы это допустите, то сработает инстинкт самосохранения. У парашюта есть не только горизонтальная, но и вертикальная скорость. С восприятием последней всегда возникают трудности. Поэтому в тот момент, когда вы посмотрите себе под ноги, вы начнете поджимать их так же, как и выставляете руки, когда падаете из-за незавязанных шнурков. Минуя сознание.

Профессия –
парашютист
Несмотря на внешнюю строгость, Дмитрий располагает к беседе. Понимаешь, что он – профессионал. Никакой суеты, волнения или расслабленности, лишь знания и холодный расчет. Даже в небе, на километровой высоте, он не позволяет себе расслабиться. За годы в парашютном спорте свыкся с романтикой полета.
5100 – примерное количество прыжков, которое совершил Дмитрий за более чем 20-летнюю карьеру. На второй тысяче он перестал считать (особенно это касается прыжков во время соревнований, где нельзя давать волю эмоциям).
– Папа всю жизнь занимался парашютным спортом, был здесь инструктором, я жил на этом аэродроме с пяти лет, – вспоминает Дмитрий. – Здесь ночевали, завтракали, готовили уроки, летали на самолетах. В 93-м, когда мне было 12 лет, отец решил устроить эксперимент. Официально в то время прыгать с парашютом можно было с 18 лет. Так вот, он решил, что я уже готов. Написал несколько писем в вышестоящие органы в Москву, где четко изложил, что ответственность берет на себя и просит разрешить прыжок. Через некоторое время получил ответ «Пусть прыгает». Меня подготовили, в мае я совершил первый прыжок.
За первым прыжком почти сразу был и второй. А в 14 лет Дмитрий впервые принял участие в серьезных соревнованиях, где занял пятое место. Попал в команду Курской области. В 1996-м стал чемпионом России ДОСААФ. Попал в сборную России, где в молодежке стал абсолютным чемпионом. Занял на чемпионате мира четвертое место.
– Это моя неудача, – неожиданно прервал перечисление наград Дмитрий. – В то время у меня был пик формы, я стал абсолютным чемпионом России, а как показывала практика – это медаль на мире, поэтому я до сих пор считаю 4-е место  неудачей. Не знаю, что мне тогда помешало: может быть, погода, может быть, с нервами не справился.
Именно эта неудача заставила Дмитрия уйти из парашютного спорта. Правда, ненадолго: разобрался в себе и стал прыгающим тренером.
– Интересно, что за пять с лишним тысяч прыжков лишь в трех случался боевой отказ, – вспоминает Дмитрий. – Неплохой показатель. Хорошо, что «запаска» всегда за спиной (смеется). Отчетливо  помню первый отказ: он случился на 150-м прыжке. Зимой. В воздухе все выполнил так, как и должен, на автомате. И только после приземления понял, что от страха ноги не держат.

Один шаг
Самолет, который доставляет молодых парашютистов на километровую высоту, неспешно разгоняется по взлетной полосе. В кабине помимо двух инструкторов – парашютисты, имеющие «баранку» в графе «количество прыжков». Ответственные за безопасность молодых спортсменов проверяют оборудование: они это сделали еще на земле, но, чтобы успокоить излишне волнующихся новичков, делают это во второй раз.
Самолет затрясло сильнее и по телу прошел холодок – взлетели. Несколько минут до прыжка. Олеся, стараясь преодолеть страх, сыплет вопросами: «Как? Что? Почему?» Инструкторы перекрикивают шум мотора, но безрезультатно: Олеся их не слышит, да и ответы ей не так уж интересны. Главное – визуальный и звуковой контакт.
Время пришло. У двери «на выход» Олеся встрепенулась. Ее похлопали по плечу и прокричали:
– Готова?
Она кивнула головой и подалась вперед.
– Не торопись, будешь прыгать следом, – парашютист, стоящий перед ней, недолго думая сделал шаг и в ту же секунду исчез из поля зрения.
Стоя у выхода, подмечаешь, какой разнообразный рельеф у Курска. Тут тебе и бескрайние поля, и многоэтажки, которые, правда, с высоты  выглядят так, словно их собрали из детского конструктора, а машины и вовсе похожи на муравьев, копошащихся на узенькой тропинке. Из состояния легкой эйфории выводят мощные потоки воздуха.
– Готова?
– Да, – уверенно произнесла Олеся.
– Тогда прыгай!
Шаг в бездну... Девушка скрылась из вида.

Приземление
Как только покидаешь кабину самолета, начинаешь по-другому смотреть на привычные вещи: проблемы дома и на работе, дырка в зубе или невыплаченная ипотека – все становится второстепенным, когда инстинкт самосохранения вопит: «Ты что творишь?». Но свободное падение заканчивается довольно быстро: конструкция учебно-тренировочного парашюта Д-1-5-у подразумевает автоматическое открытие купола сразу после выхода из кабины. Поэтому, как только оказываешься в воздухе, ощущаешь резкий толчок в обратную сторону.
Толчок ощутимый, но не смертельный. Следующие пять минут проходят удивительно: улыбка не сходит с лица, голова вертится из стороны в сторону, хочется двигаться. Такие побочные эффекты дает адреналин.
Ближе к земле трудно отказать себе  в удовольствии не посмотреть под ноги. Как и говорил Дмитрий, мозг отказывается понимать, что происходит, и ноги сами начинают принимать неправильные для приземления позы. И это действительно опасно.
– Смогла приземлиться правильно, – Олеся, отцепившись от парашюта, бегает по полю и кричит что есть силы: – Я прыгнула! Мамочки! Теперь я могу все!
Девушка  неспешно сняла экипировку и зашагала в сторону автобусной остановки, иногда от радости подпрыгивая на месте.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...