«Проезд в город почти везде в гору…»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Проезд в город почти везде в гору…»


На страницах «Сеймских берегов» продолжаем публиковать фрагменты из путеводителя по Курску ТАНКОВА и ЗЛАТОВЕРХОВНИКОВА (1902 год).
    
«...Проложенные на скатах холмов городския улицы имеют во многих местах очень крутые подъемы и спуски, так что проезд в город почти везде производится в гору. Особенно крута покатость холмов, обращенная к Тускари. Здесь некоторые  улицы представляют пересеченные поверхности, а дворы обывательских домов расположены на обвалах и рытвинах. С Тускари можно видеть картину налепленных, как птичьи гнезда, по кручам и беловатым уступам строений. Некоторыя из них поставлены на высоких столбах и – что особенно любопытно –  здесь есть дворы, поверхность которых представляет досчатые полы, укрепленные над обрывами на подпорках. Чтобы попасть с улицы в некоторые дворы, приходится идти по длинным деревянным лестницам. Отлогости холмов носят название гор, например, Котова гора, Гнучева, Фелимонова...
Сильные дожди иногда размывают почву покатостей холмов и образуют рвы и промоины, которые портят городския улицы и спуски, идущие по скатам, и иногда угрожают разрушением ближайшим домам. Так, например, Звонский ров (в районе улицы Уфимцева – ред.) за последнее время был размыт настолько значительно, что образовал страшно зиявшее провалье, которое было засыпано посредством особых деревянных укреплений. Несколько лет тому назад могучий поток дождевой воды от летняго ливня перервал было целую улицу, ведущую от здания реального училища по спуску к слободе Стрелецкой. Пришлось принять неотложныя меры к тому, чтобы засыпать пересекший улицу глубокий ров и укрепить ея обочину… Вообще в истории благоустройства Курска спуски в городе занимают видное место. Сначала наместники Курско-Орловскаго наместничества, начиная с А. А. Беклешова, а впоследствии губернаторы, немало заботились о приведении в порядок и о возможном уменьшении крутизны спусков. В этом отношении много работ было произведено на дороге, ведущей от Московских ворот в слободу  Ямскую; по улице от городского сада, ведущей в слободу Стрелецкую, от здания духовной консистории (в районе улицы Сонина – ред.) к реке Тускари и за Херсонскими воротами… Улучшение спусков и косогоров производилось и в позднейшее время, так, в восьмидесятых годах (XIX века) выпрямлен и улучшен спуск вниз от здания 2-й полицейской части (угол Радищева и Урицкого  – ред.), а в девяностых – спуск к берегу реки Тускари, около завода Печке (дрожзавода). Но и теперь (во времена написания путеводителя  – ред.)  в Курске много крутых и неудобных сообщений между частями города. Сообщение, например, Лазаретной улицы (ныне Семеновская) с берегом Кура производится по высокой и узкой деревянной лестнице...».
P.S. Упомянутая в последних строках этого материала деревянная лестница от улицы Семеновской в сторону Кура существует и сегодня, выдержав несколько «модернизаций». Да и в целом задачи по благоустройству курских косогоров, которые ставили курские наместники и губернаторы XIX века, еще далеко не решены…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...