О талантах, границах и цензуре
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
О талантах, границах и цензуре


Член комитета по культуре Государственной думы Ольга Германова рассказала о новых законодательных инициативах по проблеме нравственных ограничений в искусстве и защите от вандализма и прислушалась к мнению курской творческой интеллигенции – театралов, искусствоведов, художников.    
Глава думского комитета по культуре Станислав Говорухин выступил с рядом законодательных инициатив по проблеме нравственных ограничений в искусстве и защите от вандализма в отношении произведений искусства.
В частности, обсуждается расширение статьи 214 УК РФ (вандализм), с учетом специфики сферы культуры. Так, за «осквернение, порчу или уничтожение» произведений искусства в случае значительного ущерба предлагается наказывать штрафом на сумму от 100 тысяч до 1 млн рублей, исправительными работами до года или лишением свободы до двух лет.
В КоАП депутаты предлагают ввести санкции как для граждан, так и для должностных лиц за «воспрепятствование публичному исполнению (показу) произведения литературы, искусства или народного творчества во время проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищного мероприятия, публичному показу фильма». За первое такое нарушение предложено штрафовать на 50-100 тысяч рублей, общественными  работами до 120 часов или арестом до 15 суток, для должностных лиц – штраф от 100 до 200 тысяч рублей.
В статью 31 Основ законодательства РФ о культуре предлагается вписать, что «государство гарантирует каждому свободу творчества, право на творческую деятельность на профессиональной и любительской основе». Сейчас в законе говорится о недопустимости вмешательства государства в творческую деятельность граждан и организаций, если она не ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой и иной нетерпимости.
На заседании комитета по культуре Госдумы 17 ноября началась серьезная работа над поправками к закону. О необходимости и востребованности изменений существующих правовых норм свидетельствуют участившиеся случаи вандализма на выставках, поражающие цинизмом и невежеством, обнажающие противоречия и споры в обществе о том, что есть мораль и истинное искусство.
Буквально с первых минут обсуждения стало понятно, что оно не будет простым и потребует создания специальной рабочей группы думского  комитета по культуре. Кроме этого, принято решение привлечь к работе над проектом поправок юристов, искусствоведов, представителей общественных организаций. Мне, по понятным причинам, в первую очередь интересна позиция курских деятелей культуры. Ряд мнений хотела бы представить, чтобы высветить тенденцию – взгляды разнятся, причем вплоть до диаметрально противоположных, а, следовательно, каждое слово законодательных нововведений требует глубокого осмысления и взвешенного применения. Пока же приведу мысли участников заочного  круглого стола, как говорится, без купюр, максимально близко перенеся на бумагу монологи экспертов.
Сергей Малютин,
главный специалист отдела в центре духовной культуры и кинематографии имени Щепкина Госфильмофонда России:
– Я против этих законодательных инициатив. Да, акты вандализма в отношении отдельных выставочных экспозиций имели место быть. Но они возмущают не менее, чем сами выставки, которые их породили. Простейшая логическая цепочка: сначала кощунственные выставки, а потом кощунственные выпады неуравновешенных групп граждан. Но давайте не забывать о существовании Уголовного кодекса,  а в нем статьи  «О хулиганстве», вполне самодостаточной.
Зачем придумывать новые способы пресечения попыток людского возмущения, будь то обливание  фотографий мочой или  порча картин?
Благородные мотивы, которые  движут инициаторами статей, как то «Публичное осквернение произведений литературы, искусства или народного творчестве мне понятны. Но это палка о двух концах. Боюсь, что в дальнейшем  подобные законотворческие инициативы могут быть использованы как инструмент для оправдания провокационных выпадов.
При всем вышесказанном я очень уважаю Станислава Говорухина, защитившего искусство от мата. Но думаю, что с «нравственными ограничениями» может получиться не так хорошо.

Алина Пронская,
главный хранитель картинной галереи имени Дейнеки:
– Мне очень близка инициатива Станислава Сергеевича Говорухина об ужесточении наказания за акты вандализма в отношении искусства, хотя нашей галереи, к счастью, такие вопиющие случаи не касались. Когда я узнаю об очередном повреждении экспонатов на выставке или, чем-то подобном, совершенным какими-либо активистами и прочими вандалами,  испытываю тот страх, который чувствует каждый хранитель, музейщик или галерист. Хочется донести до оскорбленных предметами искусства посетителей, что права есть не только у них. Хочется, чтобы они в полной мере осознавали ответственность за совершенные ими действия. Благодаря предложению Станислава Сергеевича это станет возможным.
Что касается вопроса о цензуре, однозначно ответить сейчас сложно. Намерения вроде бы и благие, но вопрос четкого определения «пропаганды, оправдания и поддержки терроризма, наркотических средств» и других понятий, предлагаемых Говорухиным,  остается открытым.

Олег Радин,
художник и галерист, рассуждает о сдерживающих факторах морали при создании предметов творчества, выставляемых на публичное обозрение:
– Закон о цензуре должен быть. «Все мы немощны, ибо человеки». Человек слаб, творческий особенно, а потому  часто переступает  общепринятые рамки. Вот в книгах дореволюционного издания присутствовала метка «одобрено цензурой». А какой она должна быть сейчас? Государственной? Народной? Внутренней?
Быть или не быть? Вечный вопрос русской интеллигенции. Мы считали, что отмена цензуры как таковой сменится обретением собственной цензуры у каждого художника. Сейчас разница между понятиями «искусство» и «творчество» очень размыта. На мой вкус, некоторые вещи, которые творцы посылают в мир, не имеют никакого отношения к искусству. Есть нормы нравственности, воспитания, и если внутренне они не понятны для отдельных людей, необходима законодательная инициатива государственного уровня. Иначе говоря, государство обязано защитить себя и граждан от подобных нападок.
Сознание людей, как и их некое чутье в восприятии объектов творчества, должно меняться. Я за такую цензуру. Народную. Что нам Райкин заявляет: «Нужны профессионалы»… А мы кто? Я не приравниваю себя к знаменитым художникам. Я не называл свою галерею именем Казимира Малевича. А теперь представьте себе чисто гипотетически, что какой-то торговый объект в Лондоне назовут «Шекспировским»?! А тут взяли и на каком-то торгово-развлекательном сарае повесили «Пушкинский». По-моему, это вандализм.
У меня есть картины, которые написаны 30-40 лет назад и сегодня стали еще более актуальными, но я понимаю, что если сейчас их покажу, то вызову не только гнев народный, но и гнев определенных групп людей, которым покажется, что я их оскорбил. У меня есть внутренняя цензура. Я могу их показать друзьям, которым не надо объяснять. Они сами поймут, что это. Но если человек находится на таком уровне, держит театр за государственные деньги, то должен же он думать, что можно показывать, а что не нужно.
В моей галерее я выставляю любые работы. Любительские, профессиональные. В любом стиле. Избегаю только двух направлений: человеконенавистнического и порнографического – в моем понимании этого слова. Это моя галерея, на мои деньги. Я сам себе цензура, я себе сам учредитель, я себе сам художник. Я все сам и могу решать, что показывать, что не показывать.
Другая ситуация: в галерее имени Дейнеки собрание картин мирового уровня. Когда выставку работ Александра Дейнеки везут в «Третьяковку», то в Москве очереди. Выставка в Италии – международный приз. А на родине картины ютятся в запасниках.
Если сейчас ввести жесткую цензуру, то через четыре года будут и замечательные спектакли, и замечательные фильмы, и картины, и музыка, и галерея имени Дейнеки приобретет мировую известность с вытекающими благами. Так что даешь цензуру!

Игорь Селиванов,
художественный руководитель Театра юного зрителя «Ровесник»:
– Каждый художник  должен четко чувствовать границу: здесь переступать нельзя. Я 51 год в театральной сфере и даже когда какая-то пьеса была запрещена, мне разрешали ее ставить. Я открыт – приходи, смотри, оценивай. Это, что касается темы «воспрепятствования публичному исполнению театрально-зрелищного, культурно-просветительского мероприятия».
Про вандализм по отношению к объектам культуры… Я за другое переживаю, когда вижу и читаю про очередные выходки так называемой «золотой молодежи», детей высокооплачиваемых и высокопоставленных деятелей нашей страны. Вот где  потеряны всяческие границы и ориентиры культуры, воспитания, вандализма, наконец.
Отталкиваясь от этой мысли уважаемого мною Игоря Владимировича, продолжу свою. Наверное, в том и заключается смысл нынешних инициатив по защите искусства – одергивать переходящих границы, одергивать культурно, дабы ни в коем случае не допустить раскола  среди творческого сообщества.
Депутат Госдумы
Ольга ГЕРМАНОВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...