На этом фоне поначалу удивляют медленные, с усилием проговариваемые реплики отдельных артистов из начальных классов: будто они не говорят, а читают по слогам:
Ту-ща по не-бу плы-ла,
Кап-ли дож-ди-ка неш-ла.
Или протяжное, почти неразборчивое:
Щ-о-ол – ны-ыш – к-о-о!
А некоторые говоруны звонко и легко чеканили строчки:
С неба капли капают,
Никого не радуют.
Потом понимаешь, многие из этих детей могли бы вырасти глухонемыми. Раньше так и было. Как малышу научиться произносить звуки, если его ухо их не воспринимает? Однако детей с абсолютной глухотой практически нет: у них в той или иной мере сохранен слух на низких частотах. Развитие медицины, современная звукоусиливающая аппаратура и эффективные методики преподавания дали возможность детям пользоваться остатками слуха и развивать речь.
В школе-интернате, что на улице Чумаковской, 119 обучающихся. Это дети с разной степенью слабослышания и глухие, со слуховыми аппаратами и после кохлеарной имплантации. Не все поступающие в 1-й класс проходят подготовку в специализированных детских садах. Дети из области, как правило, воспитываются в семьях. Если кто-то из родителей – инвалид по слуху, то ребенок знает минимальный набор жестов, если малыш рос в семье слышащих, он не владеет жестовым языком. Психолого-педагогический консилиум школы-интерната выявляет возможности и потребности новичков. По результатам этой диагностики педагоги выстраивают для каждого индивидуальную систему обучения, воспитания и коррекции.
– Мы учим говорить всех, – рассказала директор школы Лариса Малихова. – Речевая методика обучения, которой мы пользуемся, применялась еще в советские годы. Жестовый язык с недавнего времени признан в нашей стране вторым государственным, но мы стараемся использовать его как вспомогательное средство. Обучение на языке рук и мимики ведется только по определенным предметам и только в классах тотально глухих. Ребенок должен владеть вербальной и жестовой речью, поскольку в жизни ему придется общаться как со слышащими, так и с неслышащими людьми.
Сурдопедагоги делают все возможное: учат считывать с губ, используют дактилологию – пальцевую азбуку, с помощью которой ребенок запоминает звукобуквенный состав слова. Работают над произношением и развитием слухового восприятия, учат чтению и письму, вырабатывая традиционный образ мышления, необходимый для полноценного образования. Окончив школу-интернат, дети с нарушением слуха получают профессии в обычных техникумах и вузах.
- Комментарии
Загрузка комментариев...