Радость звучащего слова
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Радость звучащего слова


Речевая конференция воспринимается как последовательность научных докладов, но в курской  школе-интернате для детей с нарушениями слуха она прошла как феерический театрализованный праздник. Каждое выступление на празднике речи – это  великолепные сценарий и музыкальное сопровождение, яркие, оригинально выполненные  костюмы, отточенность движений и слаженность действующих лиц.    
На этом фоне поначалу удивляют медленные, с усилием проговариваемые реплики  отдельных артистов из начальных классов: будто они не говорят, а  читают по слогам:
Ту-ща по не-бу плы-ла,
Кап-ли дож-ди-ка неш-ла.
Или протяжное, почти неразборчивое:
Щ-о-ол – ны-ыш – к-о-о!
А некоторые говоруны звонко и легко чеканили строчки:
С неба капли капают,
Никого не радуют.
Потом понимаешь, многие из этих детей могли бы вырасти глухонемыми.   Раньше так и было. Как малышу научиться произносить звуки, если его ухо их не воспринимает?  Однако детей с абсолютной глухотой практически нет: у них в той или иной мере сохранен слух на низких частотах. Развитие медицины,  современная звукоусиливающая аппаратура и эффективные методики преподавания дали возможность детям пользоваться остатками слуха и развивать речь.
В школе-интернате, что на улице Чумаковской,  119 обучающихся.  Это дети с разной степенью слабослышания и глухие, со слуховыми аппаратами и после  кохлеарной имплантации. Не все поступающие в 1-й класс проходят  подготовку в специализированных детских садах. Дети из области, как правило, воспитываются в семьях.  Если кто-то из родителей – инвалид по слуху, то ребенок знает минимальный набор жестов, если малыш рос в семье слышащих, он не владеет жестовым языком.  Психолого-педагогический консилиум школы-интерната выявляет возможности и потребности новичков. По результатам этой диагностики педагоги выстраивают для каждого индивидуальную систему обучения, воспитания и коррекции.
– Мы учим говорить всех, – рассказала  директор школы Лариса Малихова. – Речевая методика обучения, которой мы пользуемся, применялась еще в советские годы. Жестовый язык с недавнего времени признан в нашей стране  вторым государственным, но мы стараемся использовать его как вспомогательное средство. Обучение на языке рук и мимики ведется только по определенным предметам и только в классах тотально глухих. Ребенок должен владеть вербальной и жестовой речью, поскольку в жизни ему придется общаться как со слышащими, так и с неслышащими людьми.
Сурдопедагоги делают все возможное: учат считывать с губ, используют  дактилологию – пальцевую азбуку, с помощью которой ребенок запоминает звукобуквенный состав слова. Работают над произношением и развитием слухового восприятия, учат чтению и письму, вырабатывая традиционный образ  мышления, необходимый для полноценного образования. Окончив школу-интернат, дети с нарушением слуха получают профессии в обычных техникумах и вузах.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...