Не до «Оскара». Жили бы Оскары…
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Не до «Оскара». Жили бы Оскары…


Одного из крупнейших русских поэтов попрекали при жизни, попрекают и доныне за строку: «Я люблю смотреть, как умирают дети». И того же автора чтят среди основоположников русской детской литературы с его милыми советами на тему «хорошо» и «плохо».    
Конечно, он, то есть Маяковский, маленьких любил. Страшнейшие на свете слова писал – любя. Вот и Курский драмтеатр, показывая задушенного Федю в «Леди Макбет» и застреленного Котю в «Трубаче», работал не по линии досуга, а как доктор, как спасатель… У каждой труппы в афише хохмач Роберт Куни, но лишь подвижники возьмутся за «Оскара и Розовую даму».
Впечатления от увиденного на Малой сцене драмтеатра я записывал в сувенирный блокнот с символикой самого театра. На его переплете перечислен репертуар на сезон, где «Оскар» согласно алфавиту стоит между «Обыкновенной историей» и «Портретом Дориана Грея». Но и в курском коллективе под руководством Юрия Бурэ постановка по пьесе Эрика-Эммануила Шмидта высится печальным обелиском.
Моноспектакль – труднейший вид сценического действия. Удержать в памяти текст на два часа представления нелегко, даже если ты сам и сочинил все произносимое, как незабвенный Леонид Филатов или популярный творец Евгений Гришковец. А если в каждой фразе звучит ощущение близкой смерти – детской смерти?.. Тем более когда такую роль, то есть все роли в происходящем действии, берет на себя женщина, мать. Писатель, чьи слова опять-таки о слезинке ребенка знает весь мир –  Федор Достоевский, – однажды сурово бросил в адрес собрата по перу, отвернувшегося от публичной казни: «Не имел права отвертываться». Нина Полищук не «отвертывается» от истории о том, как прожил последние дни в хосписе мальчик Оскар. Прожил как будто десятки лет за несколько дней, словно бы играя, но успев понять то, что иному может остаться неведомым до седин. То, что Богу можно верить, просто-таки по-детски доверять даже тогда, когда ты, подобно еще одному мальчику (жившему очень-очень давно, во времена, что зовутся библейскими), все ближе к страшному, казалось бы, концу…
Однажды в совсем других условиях, за кулисами уморительно смешного «Леопольда», Нина Степановна, представшая Кошкой-бабушкой, в беседе с автором этих строк обронила: «Вот такая у нас работа, то ты ребеночек в коляске, а то ты старушка, тоже в коляске». В «Оскаре» тоже есть кресло-каталка, а актриса невероятным образом перевоплощается в десятилетнего ребенка, в его родителей, в ту самую Даму – педагога в прямом смысле от Бога, служащую в больнице. А еще – в паренька по кличке Копченый. Прозвище это не вызывает улыбки, как в известном теледетективе: это намек товарищей по несчастью на сплошные ожоги. Есть в пьесе и девочка, невесомая от хвори, как голубой шарик (этот предмет детской забавы, что взмывает под колосники, символизируя прощание Оскара с подружкой, – одна из немногих черточек, «работающих» вместо декораций). Словом, не у всякого зрителя (а курская публика вдумчиво стремится заранее узнать, о чем идет речь в пьесе) хватит духу даже купить билет. Так возблагодарим же замечательную актрису вместе с режиссером постановки, заслуженной артисткой России Еленой Гордеевой, за историю о настоящей любви, за слова, что долго еще не смолкают в нашем сердце: «Ни жизнь, ни смерть, ни вера, ни Бог не являются болезнями».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...