Газета «Городские Известия» № 4055 от 29 августа 2017

О прекрасном и не очень

Когда видишь акварели Егора Кузнецова, застываешь в изумлении с единственной мыслью: «Неужели это сделал человек?» Никаких следов прикосновения кисти.

Кажется, что капли цветной воды падали и растекались по бумаге, постепенно превращаясь в полупрозрачные изумрудные виноградины, краснобокие яблоки, игольчатые бутоны хризантем...  Сегодня талантливый живописец –  в гостях у читателей «ГИ».

В свои 64 года Егор Федорович совмещает работу в Курском госуниверситете с преподаванием на кафедре архитектуры, градостроительства и графики Юго-Западного университета. До закрытия в прошлом году РГСУ обучал премудростям изобразительного искусства и там. Активно занимается наукой. За авторством Кузнецова вышли в свет два учебных пособия для студентов, монография и более 60 научных и методических статей. Он – отличник народного просвещения РСФСР, член Союза художников России, неоднократный участник межрегиональных, всероссийских и зарубежных выставок.
 
Первые штрихи

Все началось с любви к рисованию более полувека назад в селе Заломное на Белгородчине. Маму Егора, учительницу начальных классов, попросили вести новый для нее предмет у старшеклассников. Она приносила домой удачные рисунки учеников, показывала их детям, день за днем разжигая в них жажду творчества и дух состязательности. Результат не заставил себя ждать. Друг за другом два брата и сестра Кузнецовы после окончания восьми классов поступили в художественно-графическое училище  в городе Бутурлиновка, в соседней Воронежской области.
– То есть профессиональную технику живописи вы начали осваивать еще в детстве? – обращаюсь я к Егору Федоровичу.
– Представьте наше село в 60-е годы, – смеется он. – Нет электричества, автомобилей мало, основная тягловая сила – лошади и волы. Самое яркое детское воспоминание связано с проведением радио. Я тогда учился в четвертом классе. По улице поставили столбы, повесили провода и сказали: «Завтра в 4 часа включим». Мы собрались дома у репродуктора, толчемся, ждем, говорим шепотом, чтоб не пропустить исторический момент, и-и-и вдруг... вздрагиваем от невесть откуда взявшегося густого баса: «Го-во-рит Мо-оск-ва!».
Школа – обычная  сельская. У мамы не было художественного образования. Она просто ставила перед учениками яблоко, кувшин, букет в вазе или задавала темы работ. В восьмом классе рисование начал вести директор школы, инязовец. Он раздобыл в райцентре плакат с геометрическими фигурами, на которых светотени изображались штриховкой, повесил учебное пособие на доску и сказал: «Вот так надо рисовать!» Я не понял, что в самых темных местах линии перекрещиваются, и скрупулезно выводил на альбомном листе мельчайшие ромбики. Титаническую работу проделал!
Овладение ремеслом
В Бутурлиновском художественно-графическом училище преподавали выпускники Курского худграфа. Они гордились альма-матер, много рассказывали о ней, создавая образ такой веселой мастерской по выращиванию талантов. Но выпускник Егор Кузнецов для дальнейшего обучения выбрал отделение «Интерьер и оборудование» Харьковского художественно-промышленного института. «Дома культуры, кинотеатры, дворцы спорта... Буду работать в паре с архитектором», – рисовал он перед собой радужные перспективы.
Молодой человек считал, что четыре года целенаправленного профессионального обучения живописи и красный диплом дадут неоспоримое преимущество перед абитуриентами-школьниками. Не тут-то было. На 14 мест претендовали 200 человек, из которых только двое – выпускники школ. Остальные – бородатые профессионалы  30 лет и выше,  некоторые с солидным стажем работы в художественном фонде. После неудачной попытки покорить Харьков, Егор, не теряя времени, в то же лето поехал в Курск и поступил на худграф КГПИ, который тогда давал единственную специальность – учитель рисования, черчения и труда. По словам Егора Федоровича, учебная программа была «разумной», то есть   с упором  на серьезное обучение живописи, предполагая подготовку художника-педагога. Именно в Курске Кузнецов увлекся акварелью и с годами стал одним из ярых приверженцев этого вида живописи.
 
Чудо акварели
Мастер находится в постоянном поиске, не выходя при этом за рамки классического стиля. Акварель капризна, непредсказуема. Как на сплаве по горной реке, в работе с акварелью художник не имеет права на малейшую оплошность, минутную расслабленность и тем более на непрофессионализм. Но кропотливый труд окупается настоящими шедеврами. В полупрозрачных, лиричных акварелях Кузнецова – перетекающие краски, свет и воздух, спокойные неброские тона и... шокирующее ощущение нерукотворности, ставшее фирменным знаком автора.
– Существуют различные способы работы акварелью: «мокрым-по-мокрому», «сухим-по-мокрому». Многослойной техникой добиваются гиперреалистичных изображений. Я же исповедую направление одноприкосновенной акварели. Картины должны вызывать у зрителя ощущение чуда, а пот и кровь художника – оставаться в мастерской, – рассказывает Егор Федорович.
– Наверное, приходится делать много дублей, чтобы получить желаемое? – спрашиваю его.
– По-сырому я не пишу – не по мне надеяться, получится или нет. После перерыва в работе (отпуск, командировка, болезнь) первые три работы – на выброс. Потом навык возвращается. Когда я в форме, все задуманное удается.

Художник-педагог
О выдающихся художниках судят не только по картинам, но и по числу учеников, последователей. Через акварель проходят все первокурсники. Профессор, доктор наук Кузнецов считает важным, чтобы преподавание велось художником, владеющим данной техникой. В живописи, как и в музыке, помимо общих законов, есть большой пласт специфичных приемов, наработок, «хитринок». Никто ведь не нанимает баяниста учить игре на скрипке.
– Я каждый год беру по дипломнику, с сентября по июнь занимаюсь с ним в мастерской. За год обучаю студента владеть акварелью практически на своем уровне. Ребята успешно защищаются, участвуют в выставке дипломных работ в Москве. Среди наиболее талантливых могу назвать Светлану Белозерову, Наташу Морозову, Наташу Стасишину, Иру Егорову. К сожалению, многие после выпуска делают перерыв, год, а то и два  ждут, когда появится свободное время. Акварель такого отношения к себе не прощает...
Печалят Егора Федоровича грядущие перемены в образовании. Профессия художника становится штучной. В прошлом году в КГУ на отделении живописи училось три человека, на дизайне костюма – пять. Министерство не дает больше бюджетных мест, а за собственные деньги абитуриенты поступают на востребованные специальности – тот же дизайн интерьера. Озвучены планы по сокращению часов обучения изобразительному искусству, а значит новые выпускники будут менее подготовленными.
Без государственной поддержки художникам трудно удержаться в профессии, особенно девушкам. Если мужчина найдет гарантированный хлеб в виде преподавания, изготовления рекламы и у него останется время для творчества, то женщина, вернувшись с работы, вряд ли сможет вырваться из круга домашних обязанностей.
– Картины растут в цене после смерти автора, – сокрушается Кузнецов, – Ван Гог, как известно, голодал, младший брат высылал ему деньги на краски, а потом одни только «Подсолнухи» ушли с аукциона за 56 миллионов. Достанься хоть малая часть этих денег при жизни, человек бы не страдал и полнее отдавался творчеству.

Из позавчера в завтра
Вопрос: «Каким должно быть искусство?» мучает художников давно – со времени изобретения фотоаппарата. Живопись не могла состязаться в реалистичности со снимком, на изготовление которого уходили считанные минуты. И начались поиски.
– На волне отрицания реализма отказались и от сложившихся школ живописи. Это сразу ударило по мастерству. Каждый стал «способным» творить, и в искусство открылась широкая дорога шарлатанам. Бышкались целое столетие с авангардом и ничего стоящего не смогли предложить, – комментирует Кузнецов. – Сейчас былого разгула беспредметности и абстракционизма нет. С появлением Интернета я стал отслеживать, что делается в мировой живописи. И вдруг оказалось, что в Сингапуре, Таиланде, на каких-то там Мальдивских островах есть акварелисты высочайшего уровня. Мастерство растет во всех направлениях живописи. Искусство, как скарлатиной, переболело «измами» и выздоравливает. Оно ведь по сути своей ни что иное, как искусное владение ремеслом. Нет мастерства – нет искусства. Это должны понимать все: художник, зритель, государство.

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * e756ef0c0ecf83abee81a8adf450737a

Действие

Последние новости Курск

27/07/2021 Курск поборется за звание лучшего «Города для детей. 2021»
Всероссийский конкурс один из самых популярных и успешных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

27/07/2021 В Курске для дошколят и первоклашек запустили серию подкастов
В централизованной системе библиотек города Курска сегодня вышел первый эпизод. Он познакомит ребят с рассказом Пермяка Евгения Андреевича «Надежный человек».

27/07/2021 В Курске к 23 августа установят бюст Героя Советского Союза Михаила Булатова
В областном центре на улице Ленина уже ведутся работы по установке памятника-бюста Героя Советского Союза, Почетного гражданина Курской области и города Курска Михаила Булатова. Их планируют завершить в августе. Сегодня глава города Виктор Карамышев побывал на месте, где будет установлен памятник-бюст.

27/07/2021 В Курске будет ограничено движение автотранспорта
В связи с проведением строительства подземных газопроводов временно будет ограничено движение автотранспорта.

27/07/2021 Специалисты проверяют техдокументацию трамвая, сошедшего с рельсов в городе Курск
Специалисты департамента пассажирского транспорта города Курска совместно с сотрудниками правоохранительных органов разбираются в причинах утреннего происшествия и проверяют наличие необходимых документов.

27/07/2021 «Путевые заметки» из Японии. Впервые в истории сборной.
Мы впервые за много лет взяли награду в стометровке. И впервые в истории России взяли в этой дисциплине золото.

27/07/2021 «Путевые заметки» из Японии. Про шторм и перенос соревнований
Обещали тропический шторм, но он обошел стороной. С утра накрапывал дождь. И надо сказать, это не наш проливной дождь, когда у тебя по щиколотку все в воде. Здесь в Токио он маленький, летний, быстрый и теплый.

27/07/2021 «Путевые заметки» из Японии. Про транспорт и «трудности перевода»
Мы продолжаем смотреть на Олимпиаду в Токио глазами журналистки Натальи Шатовой.

27/07/2021 В честь победы на Курской дуге «Поезд Победы» совершит два рейса
«Поезд Победы – Эстафета бессмертия» совершит два памятных рейса по местам боевой славы в честь 78-летней годовщины победы на Курской дуге.

27/07/2021 Юные куряне завоевали две медали на первенстве России по легкой атлетике
В Краснодаре завершилось первенство России по легкой атлетике среди спортсменов до 18 лет. Сборная Курской области привезла домой две медали.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку