Святой и светлый
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Святой и светлый


Одна из страниц истории курского края связана с именем удивительного человека Валентина Феликсовича  Войно-Ясенецкого – святителя Луки, архиепископа  Крымского, врача, политического зэка, лауреата Сталинской премии. К истории этого удивительного подвижника прикоснулись студенты Курского базового медицинского колледжа во время поездки в Фатеж, где в начале ХХ века трудился земским доктором Валентин Войно-Ясенецкий.    
С  2013 года здесь началось создание женского монастыря во имя святителя Луки Крымского. На архиерейском подворье студентов встретила приветливая матушка Лука, рассказавшая будущим медикам о святом докторе.
...Начало ХХ века. Русская провинция. Казенная больница – сначала в Любаже, потом – в Фатеже. Одноэтажные бараки. Приемный покой и операционная, где добрые и сильные руки хирурга Войно-Ясенецкого совершили так много  добра.
Из книги-автобиографии «Я полюбил страдание»: «…оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера,  разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов…».
О талантливом и отзывчивом враче быстро разнеслась слава: к нему  на прием  приходили жители дальних деревень Курской и Орловской губерний. Здесь, на курской земле, родились его первые дети, писались первые научные работы по хирургии и офтальмологии.
Рассказывали, что руки его были необыкновенными, словно останавливающими кровь, уменьшающими боль, а кончики пальцев обладали поразительной чувствительностью.
В 1921 году, когда многие отходили от веры, когда новой властью разрушались и разграблялись храмы, доктор Войно-Ясенецкий был рукоположен в диакона, а в 1923 году   тайно пострижен в монашество. Начинается пора великой муки священнослужителя: три ареста, ссылки, тюрьмы…
Из  книги-автобиографии святителя Луки: «…в 1937 году начался страшный для святой церкви период – период власти Ежова… Конечно, был арестован и я… Был изобретен так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне. Этот страшный конвейер продолжался день и ночь. Допрашиваемому не давали спать ни днем, ни ночью. Я начал голодовку… скоро падал на пол от истощения… у меня начались… галлюцинации… Допрос конвейером продолжался 13 суток…».
Даже в тюремной больнице, сам полуживой, доктор и священник помогал страдающим и писал книгу «Очерки гнойной хирургии»!»
В годы Великой Отечественной войны (в 1941-1943 годы) ссыльный  врач и священник работал главным хирургом эвакогоспиталя, и всегда вспоминал о работе с ранеными светло и радостно. В конце войны Войно-Ясенецкому вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», а Священный Синод приравнял лечение раненых к архиерейскому служению и возвел его в сан архиепископа.
В 1946 году за медицинские труды врач и священник был удостоен Сталинской премии первой степени (200 тысяч рублей), из которой 130 тысяч он пожертвовал детским домам. В 1955 году архиепископ Симферопольский Лука ослеп. Он диктовал автобиографию, выступал с проповедями. В 1961 году его не стало. Похоронили его в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя (ныне Свято-Троицкий женский монастырь), место упокоения стало местом паломничества.
– Для меня, будущей акушерки, эта  поездка в женский монастырь во имя святителя Луки стала важным событием, – поделилась Алена  Тарасова, студентка колледжа. – Запомнились его слова о том, что медик имеет дело не с врачебным «случаем», а с человеком, которому страшно, больно. «Святитель» – святой и светлый – таким он был, таким он остался для всех!\
Наталья  КАРЕЛЬСКАЯ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...