Александр Волков: Не реализовался на родине – грош цена тебе и на чужбине
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Они молоды, успешны. И хотя им нет еще и 35, у них уже есть собственный бизнес! «ГИ» запускают серию публикаций об участниках федеральной программы «Ты – предприниматель», которые добились успеха не только в теории. Сегодня в гостях –Александр ВОЛКОВ. Ему 31 год, и он – председатель правления сельскохозяйственного потребительского кооператива, а также входит в президиум совета молодых депутатов Курской области.    
– Александр, вы – человек из народа?
– Можно и так сказать. Я окончил маленькую уютную школу в селе 2-е Засеймье Мантуровского района. В классе нас было всего девять человек, поэтому я получил практически частное образование. А еще хорошее воспитание – благодаря родителям и учителям.
Окончил госуниверситет по специальности «математик-программист». Получил второе высшее образование на факультете экономики. Писал кандидатскую по инженерии.
– Сельхозкооператив – ваш первый бизнес?
– Нет. Сначала пробовал себя в вендинге – бизнес с кофе-автоматами. Дело было в Питере. Странный город, он остался не понятым мною. Вообще считаю, где родился, там и пригодился. И, если не можешь реализоваться на родине, то грош цена тебе и на чужбине. В общем, я вернулся и организовал овечью ферму на территории семейной усадьбы в Мантуровском районе.
– Почему не барбершоп (брадобрейная) или тайм-кафе, которые так популярны среди молодежи?
– А вы пойдете сегодня в барбершоп или тайм-кафе? Вряд ли. Но с высокой долей вероятности могу утверждать, что заглянете в магазин за продуктами. Ведь в первую очередь люди всегда будут хотеть есть. Наше государство это понимает. Страна взяла курс на продовольственную безопасность. Она защищает свой рынок.
Когда был кризис 2014 года, стало понятно, что России придется заниматься сельским хозяйством. Ведь долго на продуктах с Запада не проживешь. Сегодня конъюнктура экономики такова, что нагрузка нефтегазового сектора будет постепенно уменьшаться.
Кризис стал для нас трамплином к развитию. На семейном совете решили, что надо искать новые возможности роста и уходить от 100% овечьей фермы на другие проекты, диверсифицировать хозяйство.
Занялись молоком. Тем более что в личном подсобном хозяйстве держали коров. Зарегистрировали крестьянско-фермерское хозяйство. Я вошел в него как учредитель, младший брат – глава КФХ. Помогает нам отец. Он – агроном с 35-летним стажем, имеет благодарственные письма от Облдумы. К нему всегда можно прийти за советом, опереться в сложной ситуации. Он – мини-энциклопедия в АПК и опора нашей семьи. Экономические вопросы решает мама: она – бухгалтер по профессии и работала в колхозах главбухом.
Начинающим предпринимателям нужно помнить, что мало построить предприятие, надо еще выстроить взаимоотношения с государством – это налоги, отчетность, сертификация.
– И поддержка?
– Да, и это очень важно. Региональный комитет АПК реализует госпрограммы поддержки начинающих фермеров, семейных ферм и кооперации. Это эффективная программа – она стимулирует развитие малых форм в сельском хозяйстве.
Конечно, чтобы получить финансовую помощь, нужно выиграть конкурс. Но если голова на плечах, есть осознание степени ответственности и тщательная подготовка, то выиграть грант можно.
– Бумажек много нужно собрать?
– Необходимы бизнес-план, отчетность в налоговую по спецбланкам, соглашение о создании КФХ. Надо документально подтвердить наличие земли и базовой техники, например, для заготовки корма для коров (на покупном довольно сложно прожить). Остальные бумаги предоставляются в зависимости от того, на что требуются деньги: если на технику – нужен договор о намерении купить ее, если на строительство – проект объекта, если на племенное поголовье – договор о покупке поголовья.
В 2016 году я проиграл конкурс. Комиссия отметила, что документы не до конца готовы. Но я не опустил руки. Потратил еще год на подготовку и в 2017-м победил! Комиссия признала, что это были лучшие документы на потоке. Нам выдали грант по программе «Начинающий фермер».
– Этих денег хватило на осуществление задуманного?
– Это всего лишь начальная ступенька, первый шаг на пути к крупному проекту.
Поддержка государства многоступенчатая. Ты выиграл конкурс, получил субсидию, реализовал проект – построил коровник или купил стадо. Дело пошло: на предприятии трудятся люди, перечисляются налоги, социальные выплаты, обязательные взносы, а главное – ты производишь продукт. Если бизнес работает, через два года можно принять участие в конкурсе по поддержке семейных ферм: сумма гранта – до 7 млн рублей. Следующая ступень – поддержка сельхозкооперации, там финансирование до 70 млн.
– Но ведь в регионе очень много крупных агропромышленных комплексов. Не боитесь, что ниша продуктов питания занята?
– По свинине – да. А вот потребность по молоку у нас закрыта слабо. И производство баранины – пока единичные случаи.
В регионе много продуктов массового потребления – оптимизированных и дешевых. Но мы работаем в другом сегменте, где рынок почти пуст. Например, рестораны гоняются за домашней птицей, но ее просто нет.
Мы не встраиваемся в нишу, где негде протолкнуться. Мы выбрали другое направление.
Не тягаемся с гигантскими комплексами. Наши площадки находятся в деревне в экологически чистых местах. Кормим животных натуральными кормами.
– Вы, наверное, лукавите, ведь сегодня без «химии» не получишь урожайность...
– А она нам не нужна. Чтобы накормить скот и птицу, хватит и 30-40 центнеров с гектара, а не 80-100, как получают мощные комплексы.
– Сложней всего фермеру найти рынок сбыта. Как решили эту проблему?
– Пришли с идеей реализации фермерского молока и баранины в крупную торговую сеть. Предложили им совместный проект. Такого нет нигде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.
Торговой сети идея понравилась. Сейчас мы реализуем через нее мед, баранину, говядину, молоко. Сеть купила оборудование для переработки молока, выделила цех, где мы варим сыры. Зарегистрировались на площадке портала «Бизнес навигатор», там возможно размещать объявления о поставках  крупных объемов продукции для торговли оптом. У этого проекта есть будущее. Планируем развивать его.
– Это выгоднее, чем сдавать молоко на завод?
– Еще как. Дело в том, что пока молоко дойдет до завода, его прокрутят как минимум два перекупщика. Именно они забирают основную прибыль – не фермер, который ежедневной кропотливой работой производит молоко. Перекупщики покупают его у фермера по 16 рублей за литр, на завод сдают по 25-27. Не берем в расчет качество молока на выходе.
В общем, фермеру выгодно напрямую продавать молоко конечному потребителю или перерабатывать его самому. В этом потенциал развития.
– И в кооперации?
– В современных условиях если ты один – тебя задавят. Чем больше нас, стоящих плечом к плечу, тем больше шансов остаться на плаву, противостоять напору корпораций и выжить. Кооперация – эффективный способ объединить людей, чтобы предоставить потребителю качественный продукт.
Комитет АПК области, видя наши результаты, предложил зарегистрировать кооператив. Решились, потому что есть и рынок сбыта, и политическая воля, и голова на месте. Собрали идейных ребят – фермеров, расширили линейку: производим молоко, сыры, мед, баранину, говядину, шампиньоны, мясо птицы, яйцо, паштет, тушенку и хлеб.
– И есть спрос? Фермерские продукты – это же дорого?
– Смотря с чем сравнивать. Буханка нашего хлеба стоит 100 рублей. Но это за килограмм. Заводской хлеб, конечно, в 2-3 раза дешевле, но и вес у него – хорошо если полкило.
Наше молоко – 54 рубля за литр.
– Почти сопоставимо со среднерыночными ценами...
– Птица, конечно, дороже. Фермерская курица – от 250 до 400 рублей за килограмм. Но о качестве фабричных кур упоминать, думаю, не стоит. Пока вы довезете ее домой, она часть веса потеряет за счет того, что из нее что-то вытечет (а что – непонятно).
– Над брендом долго работали?
– Сегодня нет смысла вкладывать баснословные деньги в бренды. Мы не сможем конкурировать на этом поле, потому что рекламные бюджеты многих компаний превышают десятки, сотни миллионов рублей. Не считаем нужным встраиваться в этот шум, ведь потребитель его не слышит. Он просто приходит и покупает то, что ему надо. Рассчитываем, что потребитель запомнит нас по вкусу.
Наше молоко – просто молоко, мед – просто мед, сыр – просто сыр. Стараемся использовать натуральные упаковки неброских расцветок.
– Можно сказать, что ваш бизнес крепко стоит на ногах?
– «Встать на ноги» – это относительная категория. Да, мы получаем прибыль. Но максимальная отдача, как посчитали экономисты, начнется на 5-м году. Поэтому все сельхозпланы рассчитаны на этот срок.
– Насколько тщательно государство контролирует качество продуктов питания?
– Сертификация, декларирование, ветеринарные исследования. В России, особенно в малом секторе, очень жесткий контроль продуктов питания. Порой излишне жесткий.
Надо дифференцировать стоимость услуг лабораторий для малого и крупного бизнеса – пока затраты идентичны и для тех, и для других. Это даст возможность малому бизнесу дышать более свободно.
– Дотации на производство молока получаете?
– Пока только планируем, изучаем программную документацию. Сегодня дотация – 1 рубль на литр. Много это или мало? Для хозяйств, где надаивают по 10-15 тонн, это зарплата сотрудников. Любая поддержка – нелишняя.
– Что в ближайших планах?
– Наращивать переработку молока: расширять сырную линейку, выходить на рынок йогуртов, кефира и творога. Будем увеличивать объемы и по остальным направлениям.
Есть идея заняться выделкой овечьих шкур. Правда, не можем найти специалиста, который знает технологию и готов взять на себя ответственность. Пока шкуры просто выкидываем, а ведь в магазинах «Икея» они стоят по 7 тысяч.
Есть задумка перерабатывать пух птицы. И таких пограничных проектов много, потому-то и ратуем за кооперацию. Нужно объединяться и развиваться синхронно.
– Программа «Ты – предприниматель» помогла в развитии?
– Участвовали в ней два года, на второй – победили. Нас признали эффективным проектом и даже рекомендовали на федеральный отбор. Правда, не угадали с категорией – выбрали «Открытие года», а надо было заявляться на «Производство года». Конкурсная комиссия признала, что наш проект был лучшим в сельском хозяйстве.
Главное в программе «Ты – предприниматель» – обучение молодежи, которая ищет себя: эксперты помогают выстроить мысли в направлении бизнеса. Это тусовка, где ты, как губка, впитываешь лучший опыт маститых предпринимателей.
– И сейчас стараетесь быть в тусовке?
– Да. Мы принимали участие в российском экономическом форуме в Сочи, в Дне менторства по линии Росмолодежи, в мероприятиях «Деловой России» и «Опоры России», союза сельской молодежи, в московском форуме «Трансформация»…
– Какой совет дадите тем, кто боится прогореть, и поэтому не открывает свое дело?
– Помните: когда что-то не получается – это вызовы. И на них можно и нужно отвечать, побеждая.  Нет ничего недоступного. Ставим цель и идем к ее выполнению. Дерзайте!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...