История живет на стеллажах
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В год 100-летия государственной архивной службы России  местные  хранители времени  отмечают еще одну круглую дату – 115 лет со дня создания архивной службы в Курской губернии. Чем сотрудники архивов  помогают людям, с какими проблемами сталкиваются и как их решают, «ГИ» рассказала директор Государственного архива документов по личному составу Курской области Валентина ШАЛОБАЕВА.    
– Валентина Михайловна, после 36 лет работы в пенсионной системе  вы возглавили не совсем обычный Государственный архив документов по личному составу, создания которого настоятельно требовали негативные последствия рыночных реформ...
– С 1997 по 2005 год в Курской области было ликвидировано и реорганизовано более 17 тысяч предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности. Ликвидации, как правило, предшествовал длительный период угасания – отсутствие заказов, простои, невыплата и задержки зарплаты, поэтапное сокращение кадров. Для руководителей, борющихся за выживание  предприятия,  далеко не первостепенной задачей была сохранность архива отдела кадров и бухгалтерии, а те, кто допускал финансовые нарушения, наоборот, были заинтересованы в его уничтожении. Создалась реальная угроза утраты документов о трудовой деятельности сотрудников, необходимых, в первую очередь, для начисления пенсии. Чтобы обеспечить конституционные права граждан,  администрация Курской области  в 2005 году приняла решение о создании отдельного архивного учреждения, основными функциями которого стали хранение документов по личному составу ликвидированных предприятий, организаций, учреждений и использование этих  документов в интересах граждан и государства.
– Все ли  учреждения, общественные объединения и субъекты предпринимательства перед исключением из госреестра  сдают документы о трудовой деятельности сотрудников в областной архив?
– Должны сдавать. На сегодняшний день в наш архив  приняты на хранение  документы 275 ушедших в небытие предприятий, учреждений и организаций города Курска. В основном это советские промышленные гиганты с ежегодной среднесписочной численностью 5-10 тысяч сотрудников: Двадцатый подшипниковый завод,  КЗТЗ,  «Счетмаш», «Аккумулятор», АПЗ-20, кожевенный завод, трикотажный комбинат «Сейм»,  Курская обувная фабрика, Курский завод строительных материалов, табачная фабрика «Новость» и другие.
Большинство из них сдали на хранение в архив документы с 1943 года, то есть со времени  освобождения Курска от немецких захватчиков.
– Фонды вашего архива открыты для граждан?
– В отличие от ОКУ «Госархив Курской области», где хранятся документы постоянного срока хранения, отражающие историю курских предприятий и курского края в целом, и куда можно прийти и самостоятельно поработать с источниками,  фонды Государственного архива документов по личному составу публичными не являются, так как документы по личному составу содержат персональные данные граждан. Мы можем дать человеку ознакомиться с его личным делом, но не с документами, содержащими сведения о других лицах. К примеру,  в ведомости начисления заработной платы работник архива  может показать сомневающемуся заявителю только сведения, касающиеся его самого.  Закон о защите персональных данных не позволяет нам производить оцифровку документов и размещать их для всеобщего пользования на интернет-ресурсе. На сайте архивной службы Курской области размещена отраслевая справочно-информационная база данных «Местонахождение документов по личному составу», в которой имеются сведения о местах хранения документов по личному составу ликвидированных  предприятий, находящихся на хранении в  государственных и муниципальных архивах Курской области. По этой информации человек, выходя на пенсию, может узнать, сохранились ли документы, интересующие его, и в каком архиве  их можно найти. Если предприятия, организации, на которых ранее работали граждане,  еще действуют, то необходимо за интересующими  сведениями обращаться в данные организации.
– Вы пытаетесь как-то воздействовать на нерадивых  учредителей, руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не заботятся о сохранности документов по персоналу?
– Руководители действующих предприятий обязаны  в соответствии с законодательством организовывать формирование документов и обеспечивать соответствующие условия сохранности документов своего предприятия, а при банкротстве предприятия или ликвидации передавать документы на хранение в архив.
К сожалению, в момент ликвидации предприятий или банкротства становится очевидным, что на большинстве предприятий документы находятся не в должном состоянии, хранятся в неприспособленных и неотапливаемых помещениях. Это говорит о недобросовестном отношении руководителей таких предприятий, которые не в полном объеме выполняют свои обязанности по сохранности документов  и не задумываются о будущем своих работников.
Архив тесно взаимодействует с ликвидаторами и конкурсными управляющими по вопросам подготовки документов для сдачи в архив;  оказывает им методическую и практическую помощь в отборе документов,   проведении работ по упорядочению документов, составлении описей на документы, исторической справки. С конкурсными управляющими заключаются договоры о проведении работ по упорядочению документов по личному составу, а после согласования описей на экспертно-проверочной комиссии Курской области заключается договор о приеме документов на хранение в архив.
– Если архив  ликвидированного предприятия не сохранился, что делать его сотрудникам, которые отработали на нем по 10-15 лет и имели неплохую зарплату?
– В судебном порядке можно подтвердить  трудовой стаж  до 1996 года и  размер  заработной платы  профсоюзным, комсомольским или партийным билетом, где имеются сведения о ежемесячных суммах  отчислений профсоюзных или партийных взносов. С 1996 года в Пенсионном фонде ведется персонифицированный учет уплаченных  взносов, на основании которого  может быть назначена пенсия.  
– Какие сведения содержатся в документах по личному составу?
– В документах по личному составу содержатся сведения о приеме, переводе, увольнении работника, о присвоении тарификационных разрядов, об отпусках без содержания, по уходу за ребенком, сведения о награждении медалями «Ветеран труда», «Труженик тыла», «Победитель соцсоревнования», «Ударник пятилетки», о суммах начисленной заработной платы, о доплатах за вредные условия труда, о погашении ссуд, об уплате за квартиру, об уплате алиментов, сведения о донорских днях и другие.
В документах предприятий Курской области 1943 года, находящихся на хранении в архиве,  имеется множество приказов о направлении сотрудников на строительство оборонительных сооружений. В приказах по личному составу читаю: «Согласно решению Курского городского комитета обороны Дзержинского райсовета выделить в порядке мобилизации на строительство оборонительных сооружений сроком...» и следует длинный столбец фамилий работников. Каждый такой документ является основанием для присвоения звания «Труженик тыла». Курян, удостоенных его, в десятки раз меньше.
– Вы обслуживаете людей, утерявших трудовую книжку?
– Конечно, хотя отсутствие данных о периоде работы человека на том или ином предприятии сильно  усложняет поиск информации. Кстати, в архиве в настоящее время имеется 3,5 тысячи невостребованных трудовых книжек по таким предприятиям: заводу «Счетмаш»,  обувной фабрике, трикотажному комбинату «Сейм», кожзаводу, заводу строительных материалов, комбинату художественной росписи, тресту «Курскпромстрой», Россельхозакадемии, ликероводочному заводу и другим.
На сайте архива Курской области  размещены списки ликвидированных предприятий, в документах которых имеются невостребованные трудовые книжки сотрудников. Владельцы могут прийти и забрать их.
– Архивное дело – трудоемкий, кропотливый труд...
– Да. Труд архивиста – сложный, трудоемкий, кропотливый и ответственный. Ежегодно работниками нашего архива исполняется более 5000 запросов социально-правового характера. Для их исполнения из архивохранилищ ежегодно используется  от 25 до 30 тысяч дел. Например, при исполнении архивной справки о заработной плате за 5 лет используется не менее 7 дел. Наиболее ответственным и сложным является поиск необходимой информации в деле по конкретному заявителю и составление справки установленного образца за каждый год и месяц, которая в дальнейшем будет представлена в Пенсионный фонд.
Особенно сложны  для исполнения   справки о подтверждении льготного стажа. Количество дел для подтверждения льготного стажа за такой же период увеличивается в 3-4 раза. Соответственно и поиск  информации по данному лицу увеличивается во столько же раз.
Помимо подготовки справок для начисления и перерасчета пенсий  мы выполняем запросы адвокатов и судов, тесно взаимодействуем с Пенсионным фондом и МФЦ, с другими архивами.  Нагрузка у сотрудников архива очень большая, учитывая, что в штате службы состоят всего 14 человек. Огромная заслуга коллектива в том, что за 12 лет существования архива не было ни одной жалобы на качество и сроки исполнения запросов, а в книге отзывов и предложений имеются  благодарности.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...