Лики родной земли
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Лики родной земли


Имя нашего земляка Леонида Руднева не так давно вошло в когорту классиков соцреализма – без преувеличений! –  и стало известным не только узким профессионалам, но и большинству людей,  любящих живопись. Спросите, как это случилось?    
Более полувека назад, в 1967 году, картина 29-летнего курянина «Деревня строится», пройдя жесточайший отбор, была выставлена в «Манеже», главном выставочном зале Советского Союза. В последнее десятилетие  к  соцреализму, некогда объявленному политически ангажированной рутиной, далекой от авангардного и экспериментального искусства,  возрос интерес во всем мире.  Появилась масса публикаций на эту тему, и – удивительное дело! – из безбрежного моря произведений живописцев советского периода современные искусствоведы включают в свои обзоры  10-20 наиболее ярких, в число которых часто входит предельно правдивое, солнечное, жизнеутверждающее полотно Леонида Руднева.
В прошлом году, в преддверии 80-летия, курскому мастеру, заслуженному художнику России, лауреату губернаторской премии имени Александра Дейнеки, по инициативе областного комитета по  культуре и местного отделения Союза художников было присвоено звание народного художника России. В честь этого  события областная картинная галерея пересмотрела свой выставочный график, выделив неделю сентября для демонстрации горожанам избранных работ Леонида Ивановича.
В этом году, 22 июня, в зале КОСХ на Красной площади Курска открылась обширная выставка Леонида Руднева под названием «Земля моя», включающая  более 100 пейзажей и натюрмортов. Надо сразу сказать, что знаменитой изюминки соцреализма «Деревня строится» в экспозиции нет. Как объяснил Леонид Иванович, картина является собственностью галереи имени Дейнеки,  оценена в значительную сумму, и для ее показа на другой выставочной площадке необходимо дорогостоящее страхование. Но другие шедевры автора, участвовавшие в зональных и республиканских выставках, написанные начиная с 70-х годов и по сегодняшний день,  зрители  смогут увидеть.
Например, холст «Майская пора в деревне», 2008 года, где на фоне насыщенной синевы весеннего неба фейерверком радости «вспыхнула» весенняя листва деревьев.  На заднем плане освещены солнцем поникшие, коротающие свой век деревенские дома. Обветшавшие строения не лишние на всеобщем празднике жизни: настанет срок – и они возродятся в новом облике.
Полотно «Земля моя», написанное в 1974 году и давшее название выставке, воспринимается  черно-белым. Это произведение – яркий пример того, как через изображение природы художник передает свои чувства. На пейзаже – Тепловские высоты под Понырями, место ожесточенных, кровопролитных боев на Курской дуге, положивших начало победному наступлению советских войск. Нависшие, тяжелые, серые облака – словно затянувшая душу скорбь по погибшим защитникам, изрытая траншеями и израненная взрывами земля – символ неутихающей боли, опоры линии электропередачи как виселицы, оставшиеся после оккупации, невидимые провода под напряжением –  нити, соединяющие прошлое и настоящее.
И вновь утро на картине «Весенняя песня» (2017-й) буйное цветение садов, скворцы, деревянные скворечники на высоких жердях – драгоценные подарки  птичьим семействам от любящего человечества.  Стадо коров, после долгой зимы вышедшее пастись на молодую траву, тает в  утреннем мареве. Щедрость природы и людских душ Руднев ставит на первый план, заботу о дне насущном отодвигает на второй. Типичное восприятие мира для художника.
«Курские дали», написанные в 1993 году, на мой взгляд, одна из самых тонких, лиричных и щемящих сердце работ живописца. Леонид Иванович, имея внушительную теоретическую подготовку и продолжительный педагогический стаж, категорически отрицает искусственное построение композиции в своих пейзажных работах: «Понравится вид – его и пишу».  При таком подходе в «Курские далях», как говорят,  «сошлись все звезды»: оригинальная композиция, в которой массивная часть постройки в левом углу полотна удивительным образом уравновешивается легкими тенями деревьев справа, нежная цветовая палитра, созвучная тональности юношеских мечтаний; глубокий смысл  в легко считываемых символах: крыльцо отчего дома, гусыня с птенцами во дворе, ширь, расстилающаяся впереди, – молодому племени  все пути открыты.
Как отмечают коллеги, в течение 55 лет активной творческой биографии Руднев создал огромное количество живописных произведений, не повторившись ни разу.  Все многообразие  его полотен объединяет пылкая любовь  к Родине и неповторимая красота природы курского края, окрашенная восхищенным созерцанием автора. «Леонид Иванович, почему у вас пашня багряного цвета?» –  «Так весна же, земля горячая».
СПРАВКА:
Леонид Руднев родился 9 июня 1938 года в селе Нижняя Озерна Щигровского района. В 1957-м окончил Курское художественно-графическое педучилище, затем  факультет живописи Харьковского художественного института. В числе лучших выпускников был направлен  в Курский педагогический институт. Завершил педагогическую деятельность в должности профессора художественно-графического факультета.  Работая в Художественном фонде, многократно выезжал в творческие командировки на академические дачи Союза художников СССР, где совершенствовался в  мастерстве под  взыскательным вниманием признанных корифеев в изобразительном искусстве. Выйдя на заслуженный отдых,  много   и с удовольствием пишет.  Без оглядки на возраст и ухудшающееся  зрение.
Лучшие произведения мастера находятся в картинных галереях и художественных музеях  федерального и регионального значения, в том числе в Курской, Белгородской, Тамбовской и Донецкой областях. Не один десяток работ Леонида Руднева украшает собрания частных коллекционеров в Германии и Китае. По признанию художника,  в последние время картины почти не продаются, и он тратит значительную часть пенсии на материалы для живописи, чтобы продолжать заниматься делом, ставшим смыслом жизни.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...