Мой дом – моя рекламная площадь
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Мой дом – моя рекламная площадь


Лифтборды, баннеры, вывески, стенды – когда эти рекламные конструкции появляются на здании, кто-нибудь из жильцов обязательно считает, сколько денег за их размещение осело в карманах представителей УК. Но, как оказалось, суммы не столь значительны, чтобы ради них нарушать закон. И все же собственники жилья имеют право знать, на что потрачены деньги от использования общей площади дома.    
Лифт – двигатель торговли
Если раньше во время поездки в лифте с незнакомым человеком приходилось пялиться на обшарпанные стены или пол, то теперь можно с заинтересованным видом изучать рекламные объявления. Так внимательно, будто вы специально туда заходите, чтобы узнать последние новости из магазинов. На благо интровертам рекламщики заполонили пространство «выгодными предложениями» и «акциями». Реклама в лифте, над лифтом и даже на кнопке лифта. Свободные места на специальных стендах расписаны на месяцы вперед. Все хотят попасться на глаза потенциальным клиентам почти 1 миллион 700 тысяч раз в месяц – именно столько просмотров жителей обещают рекламодатели в семиэтажном здании с четырьмя квартирами на площадке. Стоимость блока зависит от его размера и расположения дома. Например, картинка формата А4, в течение месяца мелькающая перед «пассажирами» лифта в доме на проспекте Вячеслава Клыкова, будет стоить от 86 тысяч рублей. На Черняховского такое объявление обойдется в 22,5 тысячи рублей, на Союзной – чуть меньше 30 тысяч.
Предложений в интернете предостаточно: кто-то продает квадратные сантиметры дешевле, кто-то дороже. За последние годы рынок подобных услуг вырос, а конкуренция здорово ударила по доходности бизнеса. Как признались в одном из рекламных агентств Курска, если десять лет назад они продавали блок в среднем за 32 тысячи рублей, то сейчас вынуждены снизить стоимость до 25 тысяч. А вот плата за «аренду» одного лифта, наоборот, выросла с 50 до 150 рублей в месяц. Таким образом, за год подъезд «заработает» 1800 рублей, трехподъездный дом – 5400 рублей. Эти средства поступают на счет управляющей компании или ТСЖ и, как правило, тратятся на ремонт и содержание жилья.

УК молчит, жильцы додумывают
В статье 36 Жилищного кодекса РФ говорится, что лифты, чердаки, подвалы (словом, не являющиеся частью квартир помещения) принадлежат всем жильцам на праве общей долевой собственности. И распоряжаться ими они тоже должны сообща. То есть на общем собрании. статья 19  федерального закона «О рекламе» четко прописывает права собственников многоквартирных домов: заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии их согласия. Самовольное размещение баннеров и лифтбордов может вылиться в крупный штраф. Если для граждан он составляет 2-2,5 тысячи рублей, то должностным лицам придется заплатить уже от 4 до 20, а юридическим – от 100 до 500 тысяч.
Жаловаться на управляющую компанию, «без спроса» разместившую на доме или внутри него рекламу, можно в жилинспекцию. Что куряне и делают.
– Но, как правило, сообщения не подтверждаются, – рассказал начальник отдела инспекторских проверок облгосжилинспекции Владимир Самофалов. – Управляющие компании ответственно относятся к размещению рекламы в многоквартирных домах: заключают договор, открывают специальный счет. Да и сами рекламодатели тщательно проверяют, чтобы права собственников жилья не были нарушены – им ведь тоже не нужны потом проблемы и убытки. Другое дело, что обмен информацией между УК и жильцами не всегда хорошо налажен. Отсюда и возникает у людей впечатление, что деньги за рекламу в лифтах или на фасадах домов кто-то кладет себе в карман.
Информация о расходовании средств обычно размещается на сайте управляющей компании. Но ее либо трудно найти, либо сложно разобраться в хитросплетении цифр и терминов. К тому же люди преклонного возраста вряд ли отправятся за правдой в интернет, скорее уж по знакомым адресам – в жилинспекцию, в прокуратуру или прямиком в юридические конторы.

Активнее, граждане, активнее
– Два года назад к нам обратилась жительница многоквартирного дома с жалобой на большое количество рекламы в лифте, – рассказал генеральный директор юридической фирмы Андрей Лукин. – Мы составили заявление в прокуратуру о нарушении законодательства, так как согласия на установку стендов собственники не давали. Во всяком случае, так утверждала наша клиентка.
Прокуратура провела проверку и передала материалы в региональное управление федеральной антимонопольной службы. Андрей Лукин уже и не вспомнит, привлекли ли кого-то к ответственности, но реклама из лифта многоэтажки исчезла. Чего и добивалась курянка.
Другой случай. Жители многоквартирного дома обратились к юристам с жалобой на туристическую фирму, которая разместила на фасаде здания рекламу без заключения соответствующего договора. К тому же организация не платила арендную плату. Соответствующий иск был направлен в суд, на заседании которого представитель турфирмы не отрицал, что реклама установлена без согласия жильцов. В итоге организации пришлось демонтировать конструкцию и выплатить арендную плату за все то время, пока вывеска красовалась на фасаде здания.
Совет юриста: если видите в доме рекламу, согласия на что вы не давали, и вам не безразлично, каким образом расходуются деньги за нее, – сфотографируйте все материалы и напишите своими словами заявление в прокуратуру. Должностные лица проведут проверку, и вам станет понятно, кто и сколько на этом заработал. А потом требуйте от получателя средств отчет о расходах. Если выяснится, что деньги были потрачены не на нужды дома – обращайтесь в правоохранительные органы. Ошарашенные такой активностью граждан бизнесмены и коммунальщики станут ответственнее подходить к использованию собственности жильцов.
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...