Профессор года Виталий Титов
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Национальная премия «Профессор года» ежегодно вручается лучшему ученому в регионе. Соловьиному краю в текущем году повезло. Знак признания заслуг получили сразу три курских деятеля науки и образования: профессор кафедры русского языка КГУ Александр Хроленко («ГИ» писала о нем 16 января), ректор КГМУ Виктор Лазаренко  («ГИ» от 10 июля) и сегодняшний гость редакции – заведующий кафедрой вычислительной техники Юго-Западного государственного университета Виталий Титов.    
– Виталий Семенович,  какие достижения должен иметь ученый, чтобы  быть удостоенным премии Российского профессорского собрания?
– Берется в расчет совокупность критериев: стаж работы в вузе, патенты, научные разработки, монографии, статьи. Из публикаций наибольшей ценностью обладают вышедшие в изданиях международной реферативной базы Скопус (Scopus). Присутствие трудов и индекс цитирования в международной базе данных – важный показатель для научного сотрудника. Например, раньше для защиты кандидатской и докторской диссертаций было достаточно трех-пяти публикаций в изданиях Высшей аттестационной комиссии, к которым относится и наш университетский журнал «Известия ЮЗГУ», теперь к защите диссертации претендента не допустят, пока он не опубликует основные положения своего исследования в научной периодике Скопуса.
– Как попасть в уважаемое издание молодому человеку, чье имя никому не известно?
– Если есть новая идея, автор может самостоятельно направить статью. Другой вариант – выступить с докладом на значимом научном форуме. ЮЗГУ ежегодно организует международную научно-техническую конференцию по проблемам распознавания объектов, в которой участвуют ученые из стран дальнего и ближнего зарубежья. Выступления, прозвучавшие на конференции, отправляем в Германию, где редколлегия из признанных ученых выбирает лучшие и публикует на английском языке в журнале, входящем в систему Скопус.
– В июле вам исполняется 75 лет.  В годы вашей юности ученые были чем-то вроде божеств или национальных героев. Оглядываясь назад, скажите, трудно ли было мальчику из сибирской глубинки пробиться в «касту избранных»?
– Окончив школу в Амурской области, на три года уехал в Ригу получать  профессию радиотехника в авиационном училище спецслужб. Там мне как одному из лучших выпускников рекомендовали продолжить образование. В 1968 году с красным дипломом окончил Томский политехнический институт. В аспирантуру брали, даже если ты отличник, только после трех лет стажа.  Моя трудовая биография началась с должности ассистента кафедры. В 1974-м  защитил кандидатскую диссертацию по оптико-электронным мозаичным датчикам. Видеокамер, которые сейчас повсеместно установлены на фасадах офисов, над автомагистралями и производственными территориями, в то время  не было. Мы в Томском политехе начали заниматься разработками в области технического зрения и делали первые образцы отечественных камер наружного наблюдения.
К завершению работы над докторской диссертацией передо мной вплотную встала проблема внедрения. По действующим тогда правилам  ученый совет  требовал от диссертанта не просто опытный образец изобретения, а промышленный выпуск и реальное использование в хозяйственной деятельности. Партию разработанных мною видеокамер в 1985 году выпустил так называемый «почтовый ящик», позднее переименованный в Томский НИИ приборостроения. В 1986-м я успешно защитился в Москве, а через три года моя камера, зарекомендовавшая себя на практике, была установлена на спутнике и наблюдала комету Галлея.
– Последние 27 лет вы заведуете кафедрой вычислительной техники в ЮЗГУ. Чем было продиктовано решение переехать в наш город?
– В 1991 году у отца в Железногорске случился инсульт, старенькая мама не справлялась с уходом за больным. Я к тому времени был деканом факультета вычислительных систем Томского института систем управления и радиоэлектроники. Поделился своей бедой с бывшим коллегой по Томску,   проректором по научной работе Курского политехнического института Иваном Захаровым, и получил предложение возглавить в Курске кафедру.
–  Вы как научный руководитель вырастили и выпестовали 62 молодых ученых: 9 докторов технических наук и 53 кандидата.  Что-то изменилось? Научная нива стала доступнее для молодых кадров?
– Во-первых, российская наука вышла из изоляции. У нашего университета налажены обширные международные связи,  и многие курские технические разработки ведутся совместно с зарубежными коллегами. Это дает возможность использовать последние достижения мировой науки, а не пытаться заново изобретать велосипед. Во-вторых, повысились требования к квалификации профессорско-преподавательского состава вуза. Так, все сотрудники кафедры вычислительной техники, в отличие от далеких 90-х, имеют ученые степени. Здесь трудятся 9 докторов и 13 кандидатов технических наук. За исключением двух человек все – выпускники ЮЗГУ. Лично я был научным руководителем семи докторов наук, пятеро из которых работают на нашей кафедре и двое – на других кафедрах университета.
– Какие разработки ведет ваша кафедра?
– Научное направление кафедры – информационные технологии, конструирование алгоритмов, разработка элементов и устройств для средств вычислительной техники, распознавания образов, анализа изображений, речи, символов и сигналов. Наша цель – повышение точности, быстродействия, надежности и долговечности существующих аппаратно-программных продуктов, а также создание  робототехники.
Например, есть так называемые АЦП – преобразователи аналогового сигнала в цифровой и наоборот – цифрового в аналоговый (ЦАП). Чтобы они могли работать с большими объемами данных, мой ученик профессор Сергей Егоров совместно с китайскими учеными разрабатывает новые алгоритмы  архивирования. Кодирует, декодирует, сжимает информацию.
Под руководством доктора технических наук Жаныбая Жусубалиева  сотрудники кафедры проводят исследования в содружестве с Техническим университетом Дании, Технологическим институтом Индии, Штутгартским университетом, Национальным университетом Колумбии. Результаты совместного научного поиска широко используются зарубежными компаниями-производителями.
Кафедра дважды представляла свои разработки систем технического зрения на крупнейшей в Европе инженерной выставке – Женевском международном  салоне изобретений. В одном случае получила золотую медаль, во втором – бронзовую.
– Если в информационных технологиях наши ученые идут в ногу со временем, почему в магазинах нет компьютеров, видеокамер и  мобильных телефонов российского производства?
–  ЮЗГУ запатентовал много программных продуктов и приборов, но в России от создания опытной модели до внедрения проходит десять и более лет. К примеру, в Московском НИИ глазных болезней имени Гельмгольца успешно прошли испытания созданные нами аппараты по определению косоглазия и диагностики катаракты, это оборудование нужно врачам и пациентам, но в производство так и не внедрено. Когда кафедра работает под заказ,  разработка сразу получает право на жизнь. Так, системой распознавания людей в потоке пассажиров метро довольны и авторы проекта, и заказчик.
Сотрудниками кафедры разработана принципиально новая противопожарная система, в которой использованы три вида видеокамер – с инфракрасным, ультрафиолетовым и обычным спектрами. В отличие от существующих образцов, определяющих есть пожар или нет, причем не сразу, а когда дым поднимется к датчику, наша система дает сигнал тревоги в первое мгновение возгорания, фиксирует в видеозаписи ход распространения огня, оперативно передает информацию об объеме пожара и необходимых средствах тушения.  Разработка хорошо зарекомендовала себя в МЧС Санкт-Петербурга. А вот  бизнесмены к новым плодам инженерной мысли подходят настороженно: мол, сделайте опытный образец, мы посмотрим, как он работает, а тогда решим – покупать или нет. Но чтобы собрать и демонстрировать противопожарную систему, нужны немалые деньги, которыми изобретатель не располагает. Раньше каждое крупное предприятие финансировало научно-исследовательские разработки. Эту традицию нужно возродить. Ведь любому менеджеру и экономисту известно: тот, кто не движется вперед, – непременно отстанет.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...