Курянин учил летать президентов и играл в баскетбол с Гагариным
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курянин учил летать президентов и играл в баскетбол с Гагариным


Накануне Дня города в Курск приезжал человек, о котором куряне знают мало. Летчик-инструктор Юрий Бочаров живет в другом государстве, но с радостью навещает родину: здесь он учился, здесь пережил первую любовь, тут похоронил мать...    
Юрий Григорьевич общался с известным земляком-космонавтом Игорем Волком и играл в баскетбол с самим Юрием Гагариным. Бесценными воспоминаниями  бывший летчик поделился на встрече с учениками школы №5, которой присвоили имя Игоря Волка.
Юрий Григорьевич родился в Курске 9 февраля 1936 года, учился в 34-й школе Железнодорожного округа. В девятом классе попал в аэроклуб, где познакомился с будущим космонавтом и Героем Советского Союза, летчиком-испытателем Игорем Волком. Молодые люди осваивали в клубе Як-18. Там научились прыгать с парашютом, выполнять фигуры высшего пилотажа: петлю Нестерова, поворот и разворот, пикирование, глубокие спирали.
– Где бы не появлялся Игорь, он привлекал внимание талантом и... огненно-рыжими волосами, – говорит Юрий Бочаров.
Они вместе уехали из Курска и поступили в Кировоградское авиационное училище, после которого их пути разошлись. Но частенько старые друзья  встречались в родном Курске, когда приезжали к родным.

Подарок от Гагарина
Игорь Волк продолжил покорять небо, став летчиком-испытателем, а Юрий Бочаров поступил в Оренбургское высшее авиационное училище штурманов. В Оренбурге курянина свела судьба с космонавтом №1. Тогда он еще не был звездой мировой величины.
–  Это был 1956 год, все готовились к первенству гарнизона по баскетболу, – рассказывает Юрий Григорьевич. – Юрий Гагарин был курсантом и капитаном баскетбольной команды. Только представьте, самый низкий из игроков он настолько здорово и мастерски играл, что привел своих ребят к победе.
Перед началом игры два Юрия сделали фото на память... Фотографию эту Бочаров подарил космонавту в 1964 году, а взамен получил чернильную ручку «Паркер»  с нацарапанным иголкой автографом космонавта.
Трагедией для всех стало известие о гибели Юрия Гагарина в 1968 году вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
На 40-й день после трагедии Юрий Григорьевич был на том месте и простился с товарищем, о котором скорбел весь мир. У курянина есть своя версия гибели Гагарина.
– Он попал в условия, к которым не был подготовлен, – уверен Юрий Бочаров. Самолет сорвался в перевернутый штор – положение, когда летчику надо было катапультироваться, но Гагарин до самой земли пытался взять самолет под контроль.
Отвечая на вопросы школьников, Юрий Григорьевич вспомнил, как сам попадал в трудные ситуации и только благодаря выдержке и характеру выходил из них победителем.
...Дело было на аэродроме в Киргизии. Тогда Бочаров летал на ИЛ-28 –  легендарном бомбардировщике  с самым низким показателем аварийности. Самолет был поставлен на вооружение более чем в 20 стран и эксплуатировался вплоть до 1980-х.
По непонятному стечению обстоятельств на высоте две тысячи метров произошла аварийная ситуация (под напором воздуха повредилась защитная оболочка кабины, так называемый «фонарь»)  в результате чего экипажу надо было покидать самолет (с Бочаровым летели еще штурман и стрелок-радист). Найдя в себе силы и преодолев страх, Юрий Григорьевич посадил самолет. Правда, после того страшного дня на лице летчика остался шрам.
Бочарова наградили медалью «За боевые заслуги» и ценным подарком – кортиком от министерства обороны.
В Оренбурге Юрий Бочаров участвовал в испытаниях бомб разных калибров от 50 килограммов до 3 тонн.
– Это было что-то вроде учебных полетов. Но самые мощные бомбы не сбрасывали, потому что они могли разворотить аэродром, – впоминает Юрий Григорьевич.
Летали по 10-12 часов в сутки, тогда как обычная норма в день – 3,5 часа.
За всю жизнь Юрий Григорьевич налетал более 5 тысяч часов!

Дал имя будущему президенту
В должности летчика-инструктора Юрий Бочаров служил в Средней Азии на V Центральных курсах по подготовке и совершенствованию кадров. 18 лет обучал авиапремудростям иностранных военных из стран третьего мира, куда продавалась российская авиатехника.
– Учил летать на бомбардировщиках, в частности, Ил-28 и Як-28 и на вертолетах  Ми-2 и Ми-25, – рассказывает Юрий Григорьевич.
Среди подопечных курянина был и отец нынешнего лидера Сирии Башара Асада Хафез Асад.
– На курсы Хафез попал уже будучи заместителем командующего ВВС Сирии. Летал на МиГ-21, – вспоминает Юрий Бочаров. – Как-то после полета принесли Хафезу телеграмму с радостным известием – сын родился. Хафез спросил мои имя и фамилию. Я ответил: «Юрий Бочаров». А он по-своему залепетал: «О, Башар, Башар». Так и назвал наследника – Башар.
Обучал Бочаров и южно-йеменского политического деятеля Али Насера Муххамеда. И с лидером Ливии Муаммаром Каддафи встречался много раз.
– Он частенько приезжал в Советский Союз и к нам заглядывал, «воспитывал» своих ребят, – вспоминает Юрий Бочаров. –  Конечно, его авторитет был непререкаем.
В 1980 году Юрия Бочарова перевели в Латвию, в штаб ВВС Прибалтийского военного округа. Там он вышел на пенсию в 1987-м и живет до сих пор...
С Курском у бывшего летчика-испытателя связаны самые теплые воспоминания.
– Это родина, о которой не перестаешь думать ни на миг. Приезжаю сюда, и сердце начинает биться учащенно... – говорит  Юрий Бочаров.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...