Японский вояж Борисыча, или Что такое «дзидося»?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Японский вояж Борисыча, или Что такое «дзидося»?


Было это в смутные времена на стыке эпох, когда ломались мировоззрения, а все, что было «нельзя», становилось «можно»...    
Впрочем, что-то я начал слишком серьезно... А суть истории такова – неожиданно нашим гражданам разрешили ввозить в страну подержанные иномарки. Отечественные авто тоже ценились, однако «япошка» считалась просто фантастикой! Если на нашей машине просто едешь из пункта А в пункт Б, то на иномарке «управляешь движением». Чувствуете разницу?
Подержанного «японца» (первыми их стали привозить моряки из загранплаваний) можно было обменять на однокомнатную квартиру. Ажиотаж был колоссальный. Организовывались спецтуры: «фирмачи» нанимали судно до Японии, где на специальных стоянках можно было выбрать «дзидоську» («подержанный автомобиль») на любой вкус и кошелек.
Находили повод зайти в Страну Восходящего солнца и рыбаки. Помню сейнеры на рейде, запруженные машинами: и прислоненными под углом 70 градусов к надстройкам, и со свисающими над водой колесами. Был и такой случай: моряки, возвращавшиеся из Европы и затарившиеся «вольво», «ауди» и «мерседесами», получили, не знаю уж как, заход в Японию. Там, естественно, приобрели «дзидоськи». А беспошлинно моряк имеет право привезти лишь один автомобиль в год. Что делать?.. То, что случилось дальше, – не для слабонервных: «европейцы» полетели за борт и, не желая тонуть, еще какое-то время печально качались на волнах. Сам я, правда, этой душераздирающей картины не видел, но слышал об этом от нескольких информационных источников, да и в «Дальневосточном моряке» заметка была.
Был у нас в аренде рыбацкий танкер. Хороший, финской постройки, мог бункеровать (заправлять топливом) сразу три корабля – по бортам и с кормы. В дальних походах такая «корова» просто незаменима. Надо сказать, что и бытовые условия на танкере были отменными! Каюты на двоих, душ, туалет. У комсостава еще и физзал, и сауна с бассейном! Так вот этот самый танкер решали послать в Японию, «на ремонт вспомогательных дизель-генераторов» (электростанции). По этому поводу собрал нас командир.
– Товарищи офицеры! – начал он, щедро приправляя речь словечками, которые  в телеэфирах заменяют звуками «пи». – Сообщаю, что такого-то числа мы выходим на «пи...пи» Японию, в порт «пи...пи.. пи» Иокогама.
В общем, суть речи кэпа такова: весь рядовой вольнонаемный состав, а также некоторые командиры групп, списываются на берег. Оставшиеся несут вахту и обслуживают механизмы «за себя и за того парня». Более того – численность экипажа с 23 возрастает до 50! Это как? А так – на должности списанных будут вписаны люди, которые к флоту отношения не имеют. Не нравится? Рапорт – на стол! ...Пи-пи-пи!..
К моменту отхода танкер наш напоминал Ноев ковчег. Ко мне в каюту подселили молодого полковника из штаба округа (ничего мужик оказался – даже вахту пытался нести). Но что это? В коридоре послышались женские голоса. Уж не галлюцинация ли? Нет, говорит старпом, все верно – это у нас три матроса-уборщика...
Тем не менее плавание продолжилось. Вот и Иокогама. Встали на рейде. Подошли буксиры, повели нас к причалу судоремонтного завода корпорации IHI. Завод и не завод вовсе. Скорее дом отдыха или санаторий: корпуса в зелени, фонтаны, прудики с золотыми рыбками, площадки для гольфа и тенниса (клюшки, мячи, ракетки), велосипедные стоянки... Ни груд ржавого железа, ни пыли, ни дыма, ни копоти. А организация какая! Все работы – в одну смену, с вечера «подготовительная бригада» оснащает рабочие места всем необходимым, чтобы с утра не бегать к мастеру за чертежом или в инструменталку – за оснасткой.
Рядом с нашим причалом расположились терминалы «Тойоты» – огромная территория в несколько футбольных полей, тесно заставленная машинами.
Теперь о городе. Точнее, о пригороде Иокогамы. Несмотря на высокий уровень жизни, дома были более чем скромные. Административные здания в 3-5 этажей и 1-2-этажные коттеджи с плоской крышей. Крохотные ухоженные палисадники. Террасной застройки, когда крыша одного дома является двором вышестоящего ввиду дефицита земли, не было и в помине. Верхушка сопочки обязательно зеленая, домики – лишь у подножья, а вверху – лесопарк с лестницами, дорожками, скамейками. Словом, умеют ребята пространство вокруг себя обустраивать.
Круглосуточных магазинов, как в Корее и Китае, нет, зато много автоматов, где за 100-йеновую монету можно получить любой напиток, в том числе кофе, чай с подогревом. Спиртное, кстати, продавалось только в специализированных магазинах с 11 часов утра. Дегустировал сакэ. Так себе, на любителя. А вот «сантори-виски»  оказался вполне приличен.
У японцев я не увидел мусорок. Куда они девали пищевые отходы – не знаю, а вот старую бытовую технику по вечерам выставляли на улицу – утром приезжала машина, забирала. И все ведь в хорошем рабочем состоянии. Короче, выходили мы по ночам «за добычей» с тележкой. В моем хозяйстве появились морозильная камера, телевизор, два «видака», микроволновая печь и ковер с подогревом. Воистину Япония – страна чудес!
Но вернемся к «дзидоси». Агенты подъезжали к месту нашей стоянки, приглашали поехать, посмотреть, прицениться. Однако «бывалые» нас предупреждали, что с ними связываться не стоит – отвезут на «дорогую» стоянку, угостят пивом, в итоге получится дороже примерно на треть, поскольку цена включает и их комиссионные. Поэтому лучше ходить самостоятельно. Наши «прикомандированные» уже съездили с агентами, кое-кто уже сделал покупку. Но эти варианты меня не устраивали, так как стоимость начиналась от трех тысяч долларов. У меня же с собой была только тысяча. Пошли на дело впятером, все свои, без «варягов». На стоянке – около 500 самых разных автомобилей, ангар с запчастями (вдруг кому чего надо?) и конторка, где все это оформляется. Ну, конечно же, у меня сразу разбежались глаза и поехала крыша: столько красавиц вокруг и я могу выбрать любую. Ну и что, что они не первой свежести – пяти-, семи- и даже 10-летние! Они божественны! У моих соплавателей такой же шок, однако среди нас – один «бывалый». Призывает взять себя в руки и рассматривать машины спокойно, помня о наличности в кармане. Тактику торга выбираем «цыганскую». Каждую машину осматриваем вместе, после озвучивания цены «наваливаемся» на продавца, наперебой тыча пальцами: «А вот здесь потек масла... здесь – царапина... тут ручка отломана». Так удается сбить 2-3 сотни баксов.
Мне приглянулся вишневый «Мицубиси-Шариот». Семиместный, велюровый салон – 800 баксов! Здравый смысл останавливает – кого и куда я буду на нем возить? Машина для большой семьи. Нет, мне такую не надо. А вот – другая крайность – «Тойота-Мира», маленькая, компактная, поменьше нашей  «Оки». Нет, не годится, слишком мала. Стоп, а это что? Беленький джипообразный «универсал» «Тойота Кариб-Спринтер». Сердце екнуло, подхожу поближе, разглядываю.
Так и есть, полный привод, «автомат», а еще – автоматический люк на крыше. «Хау мач?» – спрашиваю. «Уан саузенд», – отвечает, тысяча то есть. Радости нет предела, уже готов лезть в карман за деньгами, эмоции захлестывают, однако хлопцы берут меня в железные клещи: «Подожди!» – и начинают наезжать на продавца, мол, открой капот, заведи и прочее. Мотор работал как часы. «Заглуши и заведи снова», – командуют они продавцу, а мне шепчут: «Перекинь провода на свечах». Неправильная работа двигателя будет поводом для сбивания цены. Однако провода «сидели» плотно, я замешкался... За спиной выросла темная гора и спросила: «Уай?». Зачем, дескать, я это сделал. Я не описал продавца – это был огромный негр: Майкл Джордан плюс Майк Тайсон, рука – как моя нога и по толщине, и по длине. Пальцем, толстым и прямым, как ствол пистолета, он указывал на провода и вопрошал, зачем я это сделал. При этом он так смотрел на меня своими огромными воловьими глазами, что я как-то вдруг сразу понял, за что аборигены съели Кука, и почти ощутил, как это происходило. Пробормотал что-то несвязно – мол, показалось, что провода перепутаны.
Уффф! Пронесло! Ребята попридирались еще немного, и в результате цена упала до 700 баксов. Ура! И вдобавок получил четыре всесезонных колеса (шипы в Японии запрещены), багажник для лыж и еще какую-то мелочевку.
Заплатил деньги, получил квитанцию... Машины к борту доставили в день отхода. Те, что побольше, разместили на главной палубе, поменьше – на баке. Моя «ласточка» была вознесена краном аж на шлюпочную палубу. На верхний мостик, кстати, тоже что-то поставили...
Мы попрощались с Японией – страной чудес. На переходе до Владивостока каждый все свободное время отдавал своей машине. Я тоже пробирался к своей по ночам, осматривал, откидывал сиденье, ощупывал люк в потолке и мечтал, как буду рассекать по Приморью, открывать новые места.
Александр БЕЛОУСОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...