«Джага» и другие…
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Джага» и другие…


Об истории курского Первомайского парка написано много. Но почти в каждом материале можно найти что-то новое, а точнее – хорошо забытое старое. В этом плане много интересного в материалах Андрея Шпилева – специалиста областного музея археологии.    
Сегодня «ГИ»  предлагают  вниманию читателей подборку из его статей на тему истории главного городского парка...
Танцы, устраиваемые в Первомайском, привлекали   молодежь со всего города. На них сходились ребята из центра города, Цыганского Бугра, со Стрелецкой, Казацкой и Пушкарной слобод. Танцы продолжались с 7 до 12 часов вечера. Вход был платный, однако своеобразной удалью считалось демонстративно перелезть через огораживающий площадку забор и, спрыгнув внутрь, смешаться с толпой танцующих.
Танцевали или под пластинки, которые крутили на установленной в музыкальной раковине радиоле, или под музыку военного духового оркестра. Самыми популярными у танцующей молодежи были фокстроты («Амурские волны», «На сопках Маньчжурии»). В качестве своеобразного вызова могли станцевать буги-вуги или рок-н-ролл, однако таких «бунтарей» тут же выводили дежурившие на танцах милиционеры.
Особым шиком среди парней считалось танцевать с девушкой, держа в руках зажженную папиросу, но такое поведение, как правило, вызывало у партнерши резко отрицательную реакцию.
Одним из распространенных развлечений было показывание рож оркестрантам. Для этого напротив выбранной жертвы становились несколько подростков 12-14 лет  и принимались жевать лимоны. Гримасы, которые принимало лицо дразнильщика, обычно вызывали приступ безудержного хохота у оркестрантов, в результате чего нарушался ритм исполняемой мелодии.
В начале 1950-х годов огромной популярностью на танцплощадке в Первомайском парке пользовался замечательный танцор Витек. Это был небольшого роста паренек  со сморщенным лицом, прилизанными светлыми волосами, всегда одетый в модный костюм и галстук-бабочку и с характерной танцующей походкой. Он специально приходил в парк за 1,5-2 часа до начала танцев и на пустой еще танцплощадке обучал всех желающих правильным движениям. Пройти с Витьком в танце один-два круга считала за честь любая девушка. Однако, как правило, он танцевал с постоянной партнершей,  худенькой и небольшого роста, с которой устраивал на специально оставленном танцующими в центре площадки пятачке, «показательные» выступления.
Приходившая на танцы молодежь старалась одеться понаряднее, чтобы полностью соответствовать моде того времени. Ребята носили хромовые сапоги с собранными гармошкой голенищами (для этого изнутри голенищ пришивалась резинка) или туфли из ярко-коричневой кожи. По неписаному правилу ширина сшитых из черного шевиота штанов должна была превышать ширину туфель, полностью скрывая ее при ходьбе. Под короткие облегающие пиджаки надевались очень широкие рубашки (обычно белого цвета), рукава которых, чтобы не мешали движению рук, под локтем поддерживались разноцветными витыми резинками. Галстуков щеголи того времени не признавали, а на шее носили достигавшие полутораметровой длины белые или полосатые шарфы из шелка. Подстриженные под бокс или в стиле «аля-Тарзан» головы прикрывались кепками синего цвета («шестиклинки», «восьмиклинки») с обтянутой тем же материалом пуговицей на макушке. Кепка должна была быть на несколько размеров меньше, чем положено, а ее козырек не должен был превышать толщины двух пальцев. Облик щеголя довершали 1-2 золотые фиксы, перстень-печатка и наручные часы («Победа» или трофейные)...  Девушки носили ботинки-«румынки», вышитые блузки, украшенные искусственными цветами шляпки и перламутровые клипсы. Самые отчаянные носили юбки с «подзором», т.е. юбки, из-под которых немного выглядывали кружева нижней сорочки...
В полночь звучащий по радио гимн Советского Союза знаменовал завершение танцев, публика расходилась, а между жившими в разных городских районах ребятами начинались ожесточенные драки. Обычным «джентльменским» набором, применяемым во время этих побоищ, были цепи, покрытые вулканитом, железные пруты, самодельные ножи и длинные тонкие шила, наносящие болезненные, но практически бескровные раны. Однако, согласно рассказам участвовавших в таких побоищах людей, они никогда не добивали упавших на землю противников и давали им возможность снова встать на ноги.
Парни, провожавшие девушек с танцев,  были защищены от враждебных действий негласным уговором и могли безбоязненно вступать на территорию чужого района. Однако, как только девушка скрывалась в доме, за такими смельчаками устраивались настоящие охоты, нередко заканчивающиеся для «донжуана» весьма печально.
Вечернее время было самым напряженным для дежуривших в Первомайском парке нарядов милиции. Одетые в форменные темно-синие галифе и летние белые гимнастерки,  стражи порядка патрулировали аллеи парка и, задержав очередного хулигана, доставляли его в помещение дежурного поста в полуподвальном помещении Летнего театра.
В 1950-е годы самым известным среди дежуривших в Первомайском милиционеров был капитан «Джага», которого курская шпана боялась как огня. На самом деле этого человека звали Артур Гладких, а прозвище он получил от своих «почитателей» после выхода на экраны страны популярнейшего в то время индийского фильма «Бродяга», один из героев которого вор-карманник Джага был очень похож на курского милиционера. Высокий, мощного телосложения, с огромными кулаками, «Джага» бесстрашно разгонял разошедшихся хулиганов, многие из которых до сих пор помнят его «уроки». Не раз «Джагу» пытались убить исподтишка, но это не удавалось, так как он под гимнастеркой якобы носил кольчугу…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...