Пойдем на Боевку...
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


З има в наших краях уже в разгаре, она еще долго будет «доставать» нас морозами и гололедом, а потому  самое время хотя бы в мыслях окунуться в теплое лето. Тем более почти вековой давности.    
В июле 1926 года газета «Курская правда» напечатала зарисовки наблюдательного читателя о Боевой даче.
«Утро.
...Рано... А на Боевой уже народ. Сегодня воскресенье, и каждого невольно тянет от городской пыли, заводской гари и канцелярской прокуренной духоты подышать свежим воздухом, покататься на лодке, пожариться до волдырей на солнышке, бесконечное число раз выкупаться...
Днем.
День разгорается. Все больше и больше прибывает народу. Сезонные «отравители» уже тут как тут:
– Сахар-р-но-о-ое мо-рожен-но-е! Кв-а-асу... Ха-а-роше-его кв-а-а-су...
На женском купалище визг и звонкий девичий хохот, а в кустах засели своеобразные любители «природы», впиваются биноклями в голые женские тела.
...Всюду бронзовые загорелые физкультурники. По реке одна за другой, по зеленой речной синеве, плывут лодки. Где-то сладко воркует гитара, доносятся молодецкие переборы гармошки, задорным серебром плещется женский смех...
Вечером.
А как только лягут длинные тени на воду, желтыми алмазами зажгутся вдали огни Ямского вокзала, с реки потянет прохладой, истошно зальются лягушки, на Боевой – снова тишина... Тихо о чем-то переговариваются высокие тополя, дремлют над удочками рыболовы, по кустам прячутся влюбленные парочки... Лишь прервется иногда заглушенный женский смех да вспыхнет огонек папиросы, и снова тишь, снова спокойствие...».

Спустя годы...
После образования в 1934 году Курской области местное руководство решило создать за промышленной площадкой дрожжевого завода парковую зону для отдыха трудящихся. На субботниках высаживали деревья, закладывали аллеи, на реке Тускарь соорудили водную станцию с небольшим плавательным бассейном, водными дорожками и вышкой для прыжков в воду. Здесь закладывался крупный общегородской парк культуры и отдыха.
Безжалостными вырубками деревьев на Боевой даче в годы оккупации Курска немцы изредили его зеленые насаждения до такой степени, что после войны здесь остались лишь пустые скучные луга, среди которых одиноко высились редкие старые громадные деревья.
Весной 1948 года в воскресные дни сюда приходил почти весь город, чтобы заложить новые деревья и кустарники. Шли целыми классами школьники, ведомые учителями, группы студентов вместе с преподавателями вузов. Целые коллективы учреждений выходили поработать для озеленения будущего парка. Заводы и фабрики присылали своих активистов, чтобы  засадить древесными породами Боевку, будущие легкие города.
Уже на следующий год в северной части будущего парка на 30 гектарах зазеленел молодняк – березы, ясень, тополь, вяз, рябина, каштан, а осенью из лесопитомников сюда перебрались еще около пяти тысяч саженцев.
Теперь, когда смотришь с высоты улицы Володарского, с кромки высокого холма на большой лесной массив, широким языком простирающийся от Кировского   моста до улицы Бочаровской в Стрелецкой слободе, кажется, что этот высокий и уже состарившийся лес был здесь всегда.
Общими усилиями тысяч и тысяч горожан в первые послевоенные годы зазеленела на Боевой даче молодая поросль леска. Пусть в нем не было естественной анархии девственного леса, а ровные рядки посадок подсказывали людям об их искусственном происхождении, но он постепенно рос, набирая силу.
В жаркие летние дни все пляжи Боевой дачи были заполнены отдыхающими. В городе жарища. В такие дни тяжело было смотреть, как курский народ на улицах и площадях изнемогал от зноя. Пекло в наших курских краях при температуре свыше 30 градусов и повышенной влажности – это не то что в Средней Азии, где, к примеру, при той же температуре и сухом климате можно ходить спокойно в галстуке и особенно не чувствовать дискомфорта.
В первые послевоенные годы на Боевой даче трудно было найти тень, так как деревьев почти не было. Спасали горожан небольшие торговые киоски, устроенные в разных местах  Боевки, где за небольшую плату можно было попить ситро или крем-соду. Здесь же всегда можно было купить бутерброд с чайной колбасой или голландским сыром. Сюда регулярно завозили мороженое и расфасовывали в хрустящие вафельные стаканчики, которые тут же расхватывали.
На зеленых травяных полянках отдыхающие играли в футбол и волейбол. Тут можно было увидеть городошников. У водной станции стояла целая флотилия морских шлюпок, на которых члены Морского клуба Досфлота всегда могли вдосталь поплавать по Тускари.
В конце 60-х годов прошлого века парку было присвоено имя 50-летия ВЛКСМ. Были предприняты попытки его широкого благоустройства: установили различные аттракционы, в том числе «Колесо обозрения», расчистили аллеи, по которым бегали спортсмены из клуба «Меркурий», стали отмечать праздники – в дни проводов русской зимы сюда стекались огромные толпы курян.
После крушения Советского Союза интерес к парку постепенно стал угасать, а его имущество разворовываться. Вот и «Колесо обозрения» разобрали на металл...
Новая жизнь парка началась уже в 2000-е.
По материалам
Владимира СТЕПАНОВА.
* * *

Дрожжи – дело серьезное...
В западной части парковой зоны на улице Тускарной стоят старые здания  бывшего дрожжевого завода (дом №3), закрытого в 70-х годах двадцатого века из-за серьезного экологического воздействия на окружающую среду. Он располагался на берегу Тускари, и его аварийные сбросы в реку не раз вызывали серьезное отравление рыбы.
Дрожжевой завод был построен здесь в 1875 году немецким подданным купцом Печке. Его, скорее всего, можно было назвать заводиком, который по примитивной технологии готовил сухие дрожжи.
Фабричные дела Печке успешно развивались, и в 1892 году у него начали действовать расширенные дрожжевой, винокуренный и водочный заводы. Нынешние обветшавшие постройки напоминают нам о том предприятии. Вырабатываемая продукция фабриканта Печке продавалась в Курске и по всей России. Им производилось 20 тысяч пудов дрожжей и 32 тысячи ведер спирта в год. Спирт тут же перерабатывался на водку и наливку и находил широкий сбыт в первую очередь в Киевской и Черниговской губерниях. Здесь вырабатывались столовые и пшеничные вина №26, 30, 35, 50, ягодные наливки и настойки, горькие и сладкие водки, десертные напитки высших сортов: «Нектарин», «Нежинская рябиновая», «Черный рижский травный бальзам»; спирт высшей очистки.
В начале Первой мировой войны Печке как немецкий подданный был выслан в Сибирь, и завод без хозяина бездействовал до июля 1916 года, пока не был куплен компанией «Карякин и К». Производительность труда на заводе из-за большого спроса на продукцию резко поднялась. Тогда изготавливалось здесь 30 тысяч пудов дрожжей, а число рабочих вместо 70 составило уже 200 человек. Был построен новый корпус, но из-за военного времени, а потом Октябрьской революции так и не был оборудован. В то же время завод продолжал снабжать своей продукцией Москву, Харьков, губернии Центральной земледельческой области.
Предприятие представляло собой по тем временам солидную промышленную площадку в 42 десятины. К главному трехэтажному корпусу примыкал ряд зданий, в которых располагались службы, солодовни, амбары, конюшни, жилье. Сам дрожжевой завод помещался в большом трехэтажном корпусе с одноэтажными пристройками, в которых находились паровые котлы и сушилки для холстов к фильтрующему прессу.
В 1920 году главный корпус дрожжзавода серьезно пострадал от пожара. Только в сентябре 1922 года завод вновь возобновил свою работу. По технологическому оборудованию и по количеству вырабатываемой продукции он оставался одним из первых предприятий в республике. Своей продукцией дрожжзавод снабжал весь юг Украины, Дон, Кубань и ряд губерний центра страны, вырабатывая в сутки около 7000 фунтов дрожжей. Однако это было ниже его мощности. Причина падения производства – систематическая нехватка топлива.
В предвоенные годы курский дрожжевой завод был крупнейшим в республике. В 1935 году здесь был открыт филиал Воронежского научно-исследовательского института коллоидной химии.
В начале 90-х годов XX века постановлением главы администрации города Курска промплощадка бывшего дрожжзавода была передана со всеми производственными и хозяйственными постройками в собственность Курско-Белгородской епархии (теперь Курско-Рыльской). С этого момента здесь стали размещаться хозяйственные службы епархии, начал работать небольшой свечной заводик...
По материалам краеведческих публикаций.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...