Мастер-класс от Виктора Гордейчука по возрождению бизнеса
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Это сейчас он демонстрирует на презентациях графики роста продаж. Четыре года назад петербургский бизнесмен мог лишиться и бизнеса, и денег. На прошлой неделе Виктор ГОРДЕЙЧУК, экс-владелец федеральной торговой сети «Техношок», приезжал в Курск на открытие десятого, самого крупного в нашем городе, салона «Мегаоптика» компании «Счастливый взгляд». Успешный предприниматель в качестве эксперта ответил на вопросы, активно обсуждаемые в регионе.    
– Виктор Николаевич, более 20 лет вы работали на рынке бытовой электронной техники. На ваших глазах происходило становление корейских и китайских производителей. Что, на ваш «счастливый» взгляд, надо сделать для подъема отечественной промышленности и, в частности, микроэлектроники на конкурентоспособный уровень?
– Три десятка лет, когда другие трудились в поте лица и прошли путь от кинескопного телевизора до цифровых гаджетов, наша электроника, подобно Емеле из русской народной сказки, лежала на печи. Теперь, чтобы сократить отставание, нужны тройные усилия и продолжительный отрезок времени. Начать с нуля и «по щучьему велению, по моему хотению» произвести нечто, что превзойдет по качественным характеристикам продукцию японских, корейских, китайских фирм, не получится. Несколько лет назад предпринимались попытки создать отечественный мобильный телефон. Где он сейчас?
– А что вы скажете насчет отечественных холодильников, которые прочно обосновались на российском рынке, не особо-то уступая импортным образцам?
– В крупной бытовой, или так называемой «белой» технике, серьезного прорыва не произошло, и наши производственники не прекращали заниматься ею с советских времен. Направления, где мы чувствуем себя уверенно, необходимо развивать дальше, но не пытаться произвести что-то принципиально новое, например, российский телевизор. Я бывал на заводах и штаб-квартирах производителей электроники в Японии, Корее, Китае и понимаю, на какой технологической дистанции находятся наши страны. На начальном этапе лучше вступить в кооперацию, заняться сборкой, попутно осваивая чужие технологии и готовя кадры для последующего рывка. И еще. Нельзя начинать налоговую «дойку» предприятий с первых лет работы, надо дать подождать, пока вырастет мощный, жизнеспособный производственный кластер.
– У нас выпускается много иностранных марок автомобилей. Но конечные производственные процессы – отверточная сборка готовых узлов, сварка и покраска – не дают доступа к ноу-хау.
– Автозаводы «Тойота», «Хундай», «Ниссан» и другие, представленные в России, на 100% принадлежат зарубежному капиталу. Китай с самого начала поступил мудрее, запретив на своей территории деятельность иностранных предприятий: только на паритетных условиях, 50/50. Мотивация Поднебесной ясна – вовлечь свой бизнес и свой персонал в передовые технологии и создать базу для выпуска собственной продукции. Теперь электроника китайских брендов энергично набирает обороты, завоевывая новые рынки, а их мобильная телефония имеет реальные шансы на мировое лидерство. Кстати, многие думают, что китайские товары выигрывают в цене, потому что там дешевая рабочая сила. Заблуждение! Средняя заработная плата у азиатского соседа уже давно выше российской.
– Низкая зарплата может стать стимулом для прихода иностранных инвесторов в нашу страну?
– На текущий момент является. Но нам не хотелось бы оставаться на этом уровне. Бедность населения – не та черта, которая красит облик государства.
– Начавшаяся пять лет назад сделка по слиянию «Техношока» с другой торговой сетью бытовой электроники чуть не обернулась для вас катастрофой. В обмен на 30-процентное участие в объединенной компании партнер в нарушение договора забрал все активы «Техношока», оставив за его учредителем крупный банковский кредит. В длительной борьбе с помощью юристов вы отстояли свои интересы и добились успеха в другой сфере. Раскройте секрет, как удалось всего за два года сделать ранее второстепенный бизнес, открытый в 2003 году, абсолютным лидером на российском рынке оптики? Сыграли роль свободные деньги, полученные от продажи акций?
– Сеть салонов оптики «Счастливый взгляд» сама зарабатывает деньги на развитие и минимально задействует банковские кредиты.
– Тем более любопытно. Розничная торговля в России – отрасль с самой высокой конкуренцией, которая в условиях кризиса только обостряется. Согласно официальной статистике, за последние пять лет объем продаж товаров населению сократился на 14%. Бизнес-новости розничного сегмента похожи на сводки с фронта: слияния, поглощения сетей, закрытие магазинов. А вы на фоне общего падения растете. За счет чего?
– Объем рынка оптической продукции за последние 5 лет практически не изменился. Кризис по-разному сказался на разных игроках. Сильные сетевые компании укрепили свои позиции, слабые потеряли рынок. Крупные продавцы смогли за счет собственных средств и давления на поставщиков нивелировать влияние валютного курса на потребителей. Важное преимущество нашей компании – ориентация на массового потребителя. Этот сегмент рынка в денежном выражении не упал за счет перехода в него существенной доли населения со средними доходами.
Товарная матрица «Счастливого взгляда» гибкая, легко подстраивается под финансовые возможности покупателей. Так, средний чек в Москве превышает 9 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области равен 7,5 тыс., а в регионах – 5,5 тыс. рублей. Согласитесь, вполне адекватная сумма для медицинских очков, которые человек носит ежедневно в течение нескольких лет.
Секреты фирмы
– Говорят, империями трудно управлять...
– «Счастливый взгляд» открыл 197 сетевых магазинов. Мы – единственная в стране компания, которая представлена от Калининграда до Иркутска и, наверное, единственная, кто легко управляет региональными подразделениями. Секрет прост: наряду с классическими специалистами из оптики я взял в штат опытных менеджеров, с которыми работал в электронном ритейле. Региональные дирекции мгновенно реагируют на различные ситуации на местах. Мы первые среди оптических компаний формализовали товарную матрицу и схему логистических цепочек. У нас все процессы типовые. При этом большую часть функций (закупки, маркетинг, юридические, финансовые, бухгалтерские) выполняют в центральном офисе. Это позволяет существенно сократить управленческие расходы в расчете на один магазин.
– Где   закупаете товар?
– Мы работаем с мировыми производителями очковой оптики и предлагаем покупателю очковые линзы любой сложности в разных ценовых категориях. Прежде всего, это именитые бренды Rodenstock (Германия), Tokai (Япония, Бельгия), Carl Zeiss (Германия), Nikon (Япония). Объем востребованности очковых линз собственной торговой марки позволил компании напрямую работать с крупными производителями, как в базовом сегменте (производство Китай), так и в сегменте сложных рецептурных линз индивидуального изготовления (производства РФ и Германии). Торговая марка – гарантия соответствия очковых линз мировым стандартам. От правильного выбора очковых линз зависит здоровье глаз человека, поэтому в последние годы растет спрос на качественные линзы как на мировом оптическом рынке, так и в России.
Контактная коррекция представлена такими крупными и известными мировыми производителями, как Johnson&Johnson, ALCON, CooperVision, Bausch&Lomb. Сеть салонов оптик «Счастливый  взгляд» совместно с компанией CooperVision производит на предприятиях Великобритании и Венгрии, под пристальным вниманием европейских специалистов, эксклюзивный бренд Aculife. Благодаря совместному проекту на российском рынке появились качественные и доступные контактные линзы.
Наш портфель брендов оправ и солнцезащитных очков также включает в себя известные и популярные марки России и Европы.
– В интервью одному из бизнес-изданий вы заявляли о желании зарегистрировать фирму в Гонконге. Чем оно было вызвано – проблемами с прошлым бизнесом или западными санкциями?
– Ограничительные меры не коснулись оптики. Мы свободно работаем с Европой и даже закупаем медицинское оборудование у американцев. Дело в том, что бизнесу лучше уверенно стоять на нескольких ногах, в том числе за пределами России.
– … Собирались выйти на рынки Европы, Китая, Индонезии...
– Осваивать европейский рынок компания планирует через год посредством электронной торговли контактными линзами. Сейчас у нас хорошо получается работать дома. На отечественном рынке оптики доля каждого из трех крупнейших продавцов составляет 4-6%. Мы должны воспользоваться ситуацией и максимально расширить свое влияние. Считаю реальным в ближайшие два с половиной года занять 10 процентов рынка и двигаться дальше.
– Российский рынок оптики не монополизирован, значит для серьезных инвесторов открыты хорошие перспективы роста?
– Я был в восторге, когда это понял. В сфере бытовой электроники конкуренция столь жесткая, что на закате «Техношока», мы постоянно затягивали пояса и радовались каждому рублю прибыли. Сделав ставку на новое направление, компания растет, не замечая остальных.
– Как вы относитесь к франчайзингу?
– Мы работаем с франшизами. Открыть салон «Счастливый взгляд» гораздо дороже, чем торговую точку конкурентов, но за счет высокой доходности срок окупаемости тот же. Например, курский офтальмологический центр, где розница совмещена с оказанием медицинских услуг, стоил нам 25 млн рублей. И это не конечная цифра: предстоят дополнительные вложения в томограф и другое диагностическое оборудование. Мне нравится новый формат бизнеса, поскольку пройти в магазине полноценное обследование глаз и получить лечение – серьезное конкурентное преимущество.
– Вам не кажется, что нельзя наращивать стебли и листву, не задумываясь о корнях, то есть — производстве?
– Делать самим оправы и солнцезащитные очки экономического смысла не вижу, а вот варианты организации в Санкт-Петербурге совместного производства линз сейчас просчитываются. Есть четкое понимание того, что использовать собственные технологии значит откатиться на несколько десятилетий назад. Создание современного высокотехнологичного производства возможно лишь посредством привлечения в уставный капитал технологий, оборудования и опыта западного партнера.
– Спасибо за содержательный разговор. Надеюсь, меры господдержки отечественного производителя не заставят себя ждать.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...