За оборону Кавказа и семейной гавани
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В самом центре города, за гостиницей «Октябрьская», много лет назад один за другим выросли четыре дома. В свое время квартиры в четырехэтажках давали военным. Мария Малюк рассказывает, как весело и дружно жили офицерские семьи. Курянке 96 лет, и она помнит стареющие под окнами деревья еще саженцами.    
Жизнь посвятила семье и библиотечному делу. Именно благодаря бывшим коллегам Марии Александровны из «Асеевки» корреспондент «ГИ» узнала, что неподалеку от редакции живет женщина с удивительной судьбой.
Хозяйка накрыла сладкий стол, стопочкой сложила фотоальбомы. Вот снимок, где на лавочке возле «военного дома» сидят офицерские жены – все как на подбор красавицы. А вот и сама Мария Александровна у стенда в областной библиотеке: что-то рассказывает посетителям. Следующим в глаза бросается черно-белый снимок, на котором улыбается молодая девушка в военной форме. В ней уже трудно узнать Марию Малюк, ведь фото сделано более 70 лет назад.

Пасхальный День Победы
К началу Великой Отечественной войны Мария Александровна (тогда еще Токарева) успела год отучиться в Саратовском библиотечном техникуме. Всей группой студентов послали на Кавказ. По дороге пришлось на месяц задержаться в Сталинграде. Город отчаянно бомбили, и выбраться оттуда возможности не было. В Сталинграде воевал и будущий супруг. Но встретились они лишь в мирное время.
После Сталинграда группа студентов двинулась дальше, в Сухуми, где им предстояло пройти курс молодого бойца. Южный город поразил девушку.
– Олеандры, море, – вспоминает курянка. – Нам выдали форму и туфли на каблуке. Правда, их потом пришлось сменить на сапоги. Помню, как в Кобулети на ночной вахте слышали жуткий вой, а товарищи над нами подшучивали: «Девушки, не спите. А то шакалы туфли погрызут». После трехмесячных курсов связистов послали в Поти – город и одноименный порт на западе Грузии.
С началом войны противовоздушную оборону порта усилили за счет зенитной артиллерии Черноморского флота. К 25 августа 1942 года там было тридцать две 76-миллиметровые пушки и 20 прожекторов. Марию Александровну распределили в группу связистов при штабе ПВО. «Боевым орудием» девушки стал телефон УНА-Ф. Она работала при оперативном дежурном: передавала сообщения с разных постов наблюдения Черноморья. Если на горизонте появлялись вражеские самолеты, корабли скрывали дирижаблями или дымовыми завесами.
– Случалось, нас бомбили. Но, слава Богу, никто не пострадал, – вспоминает ветеран.
Когда освободили Крым, юную связистку направили в Измаил Одесской области. У курянки до сих пор стоят перед глазами трупы, уносимые водами Дуная. Сам город не был разбит. В Измаиле располагался артиллерийский дивизион и рота связи, куда и определили Марию Александровну. Там встретила Великую Победу.
– Местные жители завалили сиренью, – рассказывает участница войны. – Дарили корзины с фруктами и яйцами. Почему яйцами? Так ведь Пасха была. Помню, очень хотелось наконец-то вернуться домой – надоела казенщина. Но демобилизовали меня только в конце октября. Поехала в родной Саратов.

Офицерская жена
Мария Александровна показывает два ряда наград, для удобства пристегнутых к георгиевской ленте. Еще более увесистый пакет с медалями и орденами – от мужа (корреспонденту впервые довелось держать в руках орден Красной Звезды и орден Отечественной войны I степени).
С будущим мужем познакомилась в Саратовском военно-пехотном училище. Местные ребята сразу приметили миловидного библиотекаря. А когда Григорий Малюк вернулся из отпуска, первым делом посоветовали сходить в читальный зал. Как позже признался старлей, при первой же встрече с Марией он принял окончательное и бесповоротное решение: «Если не замужем, сразу женюсь».
Правда, «сразу» растянулось на несколько месяцев. Познакомились они в мае, а в сентябре 1947-го Григорий повел невесту в загс. Все там же, в Саратове. Когда их первенцу Володе был год, Малюка перевели в Ташкент. Однако местный климат пагубно отразился на здоровье мальчика, и молодой отец приложил все усилия, чтобы поступить в военную академию имени Фрунзе. В Москве семья прожила четыре года. А потом их ждало новое распределение.
– Выбрали Курск, – вспоминает Мария Александровна. – Приехали, посмотрели –понравилось. Сначала жили в совмещенной квартире на улице Чехова, потом дали жилье, в котором мы сейчас находимся.
Григорий Тимофеевич быстро поднимался по карьерной лестнице. Офицер оперативного отдела, начальник, военком Ленинского района... В запас он увольнялся с должности заместителя военного комиссара области. И все это время рядом находилась верная супруга, которая умудрялась совмещать заботу о муже и детях (скоро «компанию» Владимиру составил брат Виталий) с библиотечным делом. Супруг хотел, чтобы Мария Александровна оставила работу, но она не мыслила себя без книжных стеллажей и читательских формуляров. И только необходимость присмотра за внуком Виталиком заставила покинуть областную библиотеку, которой она посвятила много лет.
Внук и сейчас живет с бабушкой – уже дважды отец, вот-вот родится третий ребенок. В Подмосковье живут еще одни продолжатели фамилии Малюк: внук и двое правнуков. Правда, вот уже 11 лет Мария Александра радуется успехам многочисленного потомства одна: Григорий Тимофеевич скончался на 86-м году жизни. Еще раньше настоящим ударом стала смерть старшего сына.
Рассказывая о потерях, курянка еле сдерживает слезы. Но уже через минуту по ее лицу пробегает улыбка: пришел правнук Сашенька. И кажется, старый офицерский дом оживает от звонкого голоса представителя четвертого поколения семьи Малюк.
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
Фото автора и из личного архива Марии МАЛЮК.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...