Наш «Метеор», вперед лети!
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Наш «Метеор», вперед лети!


Борис Дежкин был режиссером трех с половиной десятков мультфильмов, включая шедевры, – ту же серию о красноносых хоккеистах из «Метеора». Как художник «приложил руку» (а по сути – вдохнул душу) еще к полусотне рисованных картин, начиная с первых же работ «Союзмультфильма». Взрастил, прежде всего на личном примере, ряд творцов, в том числе и безусловных корифеев. А через много лет после ухода из жизни подарил родному Курску яркий и важный праздник всероссийского уровня.    
Дятели культуры нашего края, и прежде всего киноработники, первыми в стране обратили внимание на имя, данное самой историей и способное объединить буквально всех! Да-да, ведь мультики любит каждый, даже самый серьезный взрослый, который все равно когда-то был трогательным ребенком и резво бежал со двора домой к экрану при первых звуках заставки к рисованным чудесам…
Праздники анимации в области проходят с 2012 года. Ну а фестиваль – это не только программы мультфильмов (и ставших классикой, и достойных новинок), но и беседы с прославленными мультипликаторами из столицы, и мастер-классы для юных художников, которым интересно, как «оживают» рисунки, и уличные представления. Словом, на столь необычное событие уже смело можно звать гостей из других краев. Точнее, они и сами охотно приезжают: на торжественном открытии в Курском цирке встречались машины с номерами других регионов.
Наследие одного из «отцов» «Союзмультфильма» столь богато, что старт был дан еще 31 мая. «Редиска» – это «нехороший человек»? Нет, героиня дежкинского «Чиполлино» – добрая и смелая девочка. А вот принц Лимон, несмотря на важный вид и богатство одеяния, – фрукт с гнильцой. Овощи и фрукты из полнометражной работы Бориса Петровича 1961 года ожили по воле будущих дизайнеров из политехнического колледжа. Студентам помогали преподаватель Мария Чуйкова и конструктор одежды Ирина Чегодаева. О вкладе в готовящийся парад студентов худграфа КГУ читатели «ГИ» уже знают из публикации «В хоккей играют настоящие... модели», 1 июня.
Но уж совсем потряс сюрприз от детишек Селекционной школы Льговского района: в поселке ученики и их наставники поставили спектакль о неунывающем мальчике-луковке, взяв за основу костюмов опять же хрестоматийные рисунки Бориса Дежкина! Так что, пожалуй, смело можно ожидать появление нового таланта, подобного «русскому Диснею», из курской глубинки. Компанию юным модельерам обещали составить юные студийцы – энтузиасты циркового искусства и немало других служителей прекрасного.
Словом, неудивительно, что 4 июня на торжественное открытие IV фестиваля российской анимации имени Дежкина несмотря на будний день на площадке перед цирком собралось множество зрителей. И вот он – карнавал, достойный Венеции или Рио! Танцы маленьких гостей (и их родителей, вспомнивших детство!) с ожившими мультгероями под нестареющие мелодии Шаинского, Крылатова и Гладкова, захватывающие трюки профессионалов цирка (особенно восхитил смелый номер эквилибристов на першах под руководством Таалайбека Саралаева, одетых в гусарские мундиры наподобие Комарика из «Мухи-цокотухи»)… И долгожданные гости! Например, режиссера Владимира Тарасова поклонники не видели семь лет.
– В 2012-м еще был жив Сергей Малютин (напомним, это он возродил память о Борисе Дежкине и стоял у истоков фестиваля – ред.), теперь его дело продолжается, ведь этот праздник нужен детям. А дети, как сказал Ролан Быков, не менее важны, чем хлеб, сталь, защита Родины и нефть! – отметил гость.
В 60-е годы Владимиру Ильичу довелось поучиться у нашего земляка. Точнее, специально Дежкин никого не учил, зато позволял смотреть, как рождаются его шедевры.
– Он был невероятно талантлив, – вспомнил 80-летний мэтр о той поре. – Чувствовал ритм, музыку, движения персонажей божественно. Фигурально выражаясь, Дежкин был Моцартом советской мультипликации.
Отвечая на вопрос о том, как ветеран «Союзмультфильма» смотрит на нынешнюю анимацию,  автор «Контакта», «Перевала» и многих других лент научно-фантастического направления процитировал известную песню: «Дай бог им лучше нашего сыграть».
Сергей Струсовский известен трудами в кукольном «царстве» российской мультипликации, едва не исчезнувшем после гибели легендарного цеха «Союзмультфильма» на Арбате. Автор «Привередливой мышки», по собственным словам, приехал «не только для приятного времяпровождения». Как и год назад, режиссер проведет шесть мастер-классов, которые, быть может, помогут раскрыть дарования новых Дежкиных!
– Мне бы хотелось, чтобы в анимацию приходили молодые талантливые люди, ведь в наше время работать над мультфильмами можно и удаленно, оставаясь, например, в Курске, лишь бы были компьютер и интернет. Анимация развивается мощно, а кадров не хватает. И, конечно, хотелось бы, чтобы пополнение шло из регионов, – отметил Сергей Струсовский.
Кстати, вскоре на «Союзмультфильме» выйдут первые серии большого фильма, снятого Сергеем Георгиевичем, с главным персонажем – обаятельным мышонком.
Уроки будет вести и Алла Соловьева, обладательница призов ряда престижных фестивалей. Младшие ребята попробуют создать мультик в несложной технике «перекладки», а студентов ждут задания посерьезнее.
В тот же день директор «Курскоблкиновидеофонда» Андрей Немиров и другие организаторы и гости фестиваля возложили цветы к бюсту Бориса Дежкина на Аллее славы возле филармонии. Символично, что скульптуру, ставшую первым в стране памятником кому-либо из мастеров мультипликации, изваял Владимир Бартенев. А его дочь Юлия Бартенева, преподаватель худграфа, пришла со студентами после показа костюмов, навеянных незабвенной серией о «Метеоре» и другими мультиками Бориса Петровича.
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...