В июне 1941-го
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Воскресное утро 22 июня в Курске было спокойным и безмятежным. Все как всегда: открывали двери многочисленные магазины, с раннего утра уже полон был людьми рынок, повсюду слышались трамвайные звонки.    
Ничто не предвещало беды. Между тем уже несколько часов вражеские солдаты топтали и жгли нашу землю. И только в 12 часов дня прозвучало выступление Молотова из уличных репродукторов. Сразу стали собираться толпы народа у здания городского комитета партии, где на балконе были размещены мощные громкоговорители. Люди ждали новых сообщений из Москвы, но передавали музыку и шли разные радиопередачи, более часа транслировался радиоспектакль по повести Лескова «Очарованный странник». Люди не хотели верить, что война продлится долго, и считали, что это провокация, что немецкий рабочий класс не допустит войны и в Германии будет революция.
Тем не менее в магазинах образовались очереди, люди усиленно покупали продукты, соль, спички. К вечеру, так и не дождавшись новостей, жители стали потихоньку расходиться по домам, Москва молчала. Видимо, никто не хотел брать на себя ответственность, пока впавший в прострацию «отец народов» отсиживался на даче и, видимо, ждал самого худшего для себя.
На город спустились сумерки. Как обычно, зажглись уличные фонари. И вдруг около 10 вечера свет погас, уличное освещение выключили (лишь отдельные лучи света пробивались из-под  плотных штор, закрывающих окна учреждений, магазинов, домов). Работники милиции ходили по квартирам и требовали завесить окна, в Курске начал действовать режим светомаскировки. Этой ночью огни были погашены на долгих четыре года. Машины теперь освещали себе дорогу тусклым синим светом, который невозможно увидеть с самолета.
Только утром в понедельник, 23 июня, по радио прозвучала первая сводка из штаба Верховного Главнокомандующего. В ней говорилось о том, что атаки вооруженных сил Германии были отбиты на всем протяжении границы от Балтийского моря до Черного, лишь на некоторых небольших участках немцам удалось вклиниться в нашу оборону на 10-20 километров. Это была первая ложь, которая немного успокоила людей, никто и представить не мог, что в субботу, 28 июня, немцы уже будут в Минске, что начавшаяся грандиозная катастрофа унесет миллионы жизней.
Представители райкомов партии провели в городе многочисленные митинги, к военкоматам потянулись толпы добровольцев. По-прежнему у репродукторов собирались люди. 24 июня сообщили о взятии в плен более 500 немецких военнослужащих, уничтожении 51 вражеского самолета и… взятии немцами Бреста. Люди недоумевали от подобной противоречивости.
Между тем  куряне продолжали ходить на работу и делать свое дело: строили, вовсю приводили в порядок торговые прилавки на Центральном рынке, красили, делали навесы. Никому и в голову не приходило, что через четыре месяца здесь будут хозяйничать совсем другие люди. А пока Курск верил сталинской пропаганде о том, что войну Красная армия может вести исключительно на чужой территории. В этом никто не сомневался, многие, особенно молодежь, посмеивались над Гитлером, уверяли, что не сегодня-завтра германские войска будут разбиты и выдворены с территории СССР.  Лишь в июле люди осознали, что пришла большая беда. А 29 августа вражеская авиация впервые подвергла бомбежке Курск. Главной  целью был железнодорожный узел. В тот трагический день в Курске погибло около 90 человек, пострадали железнодорожный вокзал, улицы Кагановича (Станционная), Ухтомского, Краснознаменная. Это было первое соприкосновение древнего города с войной. Начиная со Смутного времени враги множество раз пытались захватить Курск, но всегда их отгоняли от стен города. 2 ноября 1941 года впервые за более чем 400-летний период Курск был взят вражескими войсками. Пятнадцать месяцев куряне жили в страхе и надежде на освобождение, и оно пришло – 8 февраля 1943 года Курск был освобожден.
Сразу же горожане принялись восстанавливать свой город. Почему-то, когда 19 сентября 1943 года в городе зазвучали трамвайные звонки, люди сразу повеселели и приободрились. Чем-то теплым и радостным повеяло от этих старых, восстановленных маленьких трамваев. Еще не было всенародного ликования, как позже, в мае сорок пятого, но люди почувствовали первую победу.
В августе 1943 года, когда отгремели последние залпы Курской битвы, стало ясно:  возврата не будет, предчувствие победы овладело горожанами.
По воспоминаниям очевидцев. По материалам сайта nash-ostrov.ru
  • Комментарии
Загрузка комментариев...