Памяти экипажа АПРК «Курск»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Памяти экипажа АПРК «Курск»


12 августа 2000 года в водах Баренцева моря на глубине 108 метров затонул российский атомный подводный крейсер «Курск». Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.    
По числу жертв трагедия «Курска» – одна из крупнейших в послевоенной истории советского и российского подводного флота. …19 лет минуло с тех трагических дней, когда все мы, прильнув к телевизорам и приемникам, ждали новостей «оттуда», надеясь сначала на спасателей, потом на чудо… Но его не случилось.
В  Курске гибель подводников восприняли  как личную утрату,   ведь с экипажем одноименного крейсера город связывала особая дружба, в его команде служили срочную службу многие земляки.
Прах 12 погибших подводников покоится в Городе воинской славы Курске на Мемориале павшим. Каждый год 12 августа куряне вместе с представителями общественных организаций и органов власти приходят сюда, чтобы почтить память жертв этой трагедии.
В понедельник, 12 августа, в 10 часов здесь по многолетней печальной традиции состоится возложение венков и цветов к памятнику членам экипажа АПРК «Курск».
В Курске были захоронены тела 12 членов экипажа подлодки: Романа Аникиева, Юрия Анненкова, Олега Евдокимова, Сергея Калинина, Василия Кичкирука, Виктора Кузнецова, Романа Кубикова, Дмитрия Миртова, Алексея Некрасова, Дмитрия Старосельцева, Ивана Цимбала и Сергея Узкого.  К их могилам    придут родители, братья, сестры, одноклассники и просто знакомые. Молодые, коротко стриженные ребята, глядящие с фотографий на надгробиях, живы в их сердцах и памяти, как жива и боль от утраты.
Корреспондент «ГИ» накануне дня памяти попыталась связаться с родными подводников, но председатель Курского городского общественного совета семей членов экипажа АПРК «Курск», мать одного из погибших матросов Валентина Старосельцева попросила: «Не надо бередить раны отцов и матерей. Для них вспомнить пережитое – все равно что вновь обрести и потерять сына». И мы решили обратиться к интервью, данным нашей газете и публикациям в других СМИ ранее.
Тема гибели подводной лодки «Курск» до сих пор регулярно поднимается с глубин минувших без малого двух десятилетий. Сразу после трагедии выдвигалось несколько гипотез о причинах случившегося. Генпрокуратура опубликовала заключение, согласно которому подлодка «Курск» погибла из-за взрыва торпеды внутри торпедного устройства и в течение 8 часов была полностью заполнена водой. Американцы обвиняли в случившемся экипаж, который из-за слабой подготовки не справился с маневром. Французский режиссер Жан-Мишель Карре в документальном фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде» представил мировой общественности свою историю, согласно которой  российский атомоход торпедировала американская подводная лодка. Были версии о подрыве лодки на мине времен Великой Отечественной, а также о столкновении с подводным объектом.
По утверждениям прессы, после взрыва из 118 членов экипажа в живых оставались 23 моряка. Их можно было спасти, если бы вовремя удалось поднять лодку.
Три года назад в интервью «ГИ» Валентина Старосельцева рассказывала:
– После трагедии к нам домой звонили и приезжали журналисты из США, Японии, Индии, Англии, Швеции, Голландии. Задавали каверзные вопросы: «Почему затонула лодка? Как вы думаете, у Морфлота есть шанс вытащить ее на поверхность со 180-метровой глубины?» Откуда у меня, матери, отправившей сына служить в армию, такие сведения? Мне говорили, что субмарина «Курск» была самой лучшей в мире. Я знала, что мой мальчик за время «учебки» поправился на 8 кг, что командиры подлодки к новобранцам относились доброжелательно.
По воспоминаниям Валентины Сергеевны, в 1999 году, предлагая ее сыну Дмитрию Старосельцеву служить моряком-подводником в Северодвинске, сотрудники военкомата шутили:
– Мама, обеспечьте сына меховыми рукавицами – снег с палубы счищать.  Наши подводные лодки в море не погружаются.
Действительно, в кризисные 90-е российская армия недофинансировалась, военная техника из-за нехватки горючего и боеприпасов стояла на приколе, нередко реализовывалась как металлолом. Став президентом, Владимир Путин озаботился боеготовностью Вооруженных сил. И пока матросы призыва 1999 года обучались азам морского дела, ситуация начала коренным образом меняться.  Атомоход «Курск» получил приз Главкома ВМФ за отлично выполненные ракетные стрельбы, а затем совершил дерзкий поход, скрытно пробравшись через Гибралтар в Средиземное море.
Журналист, писатель, в недавнем прошлом заместитель начальника пресс-центра Главнокомандующего ВМФ Владимир Шигин в очерке «Атомный подводный крейсер «Курск» – последняя тайна  XX века» так рассказывает об этом: «Корабль оказался почти единственным, который удалось достроить в середине 90-х годов, когда под автоген шли почти самые современные корабли. Именно «Курску» довелось, после многолетнего отсутствия нашего флота на Средиземном море, первому ворваться на его просторы и посеять настоящую панику в 6-м флоте США».
Командир АПРК «Курск» капитан I ранга Геннадий Лячин в одном из  интервью навскидку оценивал колоссальные затраты НАТО на обнаружение российской субмарины: «Только топлива на поиски нашей лодки противником было истрачено на 10,5 миллиона долларов, да плюс с иными расходами поиски и попытки слежения за нашей лодкой обошлись в 20 миллионов долларов».
Как утверждает Владимир Шигин, по замыслам командования российского флота, осенью 2000 года «Курск» должен был повторить средиземноморский прорыв, но уже в составе мощной эскадры. Последнего, увы, не произошло…
В августе 2000-го АПРК «Курск» предстоял рядовой выход на учения. Однако, по воспоминаниям очевидцев, сами моряки и их семьи словно предчувствовали беду. Мама матроса Дмитрия Миртова рассказывала журналистам о вещем сне, приснившимся ей накануне последнего морского похода сына: «Иду с Димой в кромешной тьме и никак не могу найти выход».
Курянка Валентина Старосельцева, мысленно оглядываясь назад, усмотрела печальное предзнаменование во внезапном осложнении болезни сына-первоклассника: во время гриппа у Димы закрылось легкое. Тогда медики спасли мальчика.
В начале 2000-го  матросы «Курска» в письмах и во время встреч с родителями строили планы на будущее. Валентина Миртова рассказывала «ГИ»: «Дима писал о церемонии посвящения в подводники: надо было набрать  морской  воды со стометровой глубины и выпить. На АПРК его назначили рулевым  сигнальщиком. До армии сын получил профессию плотника-станочника и в личное время оформлял казармы. Начальство ценило Диму и предлагало на выбор два пути после службы: поступить в Высшее военно-морское училище либо сразу стать мичманом. «Все сможешь, все потянешь», – убеждали наставники. Но у судьбы на этот счет были свои планы...».
По рассказу Валентины Старосельцевой, ее Дима после окончания школы пошел по стопам деда и отца, и поступил в железнодорожный техникум. Время было трудное. После перестройки почти вся промышленность простаивала, и только поезда по-прежнему ходили. Перед армией поработав несколько месяцев помощником машиниста,  Старосельцев-младший гордился, что его зарплата была больше, чем у трех членов семьи, бюджетников, вместе взятых.
...После рокового августа мать часто ходила в курские храмы и все выспрашивала у священников: «За что ребята приняли мученическую смерть?», хотя и сама понимала – за Россию.
На фоне разноголосицы, поднявшейся в обществе, и резких, бездоказательных обвинений, бросаемых в ту или иную сторону, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий патриарх Московский и всея Руси в интервью «Комсомольской правде» в 2000 году высказал мудрую мысль: «Совместно переживаемая трагедия должна сплачивать, а не разделять нацию. ...Ныне Отечество наше как никогда нуждается в соединении всех людей».
У казом президента РФ все находившиеся на борту члены экипажа АПРК «Курск» посмертно награждены орденом Мужества, командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации. От курян Геннадий Лячин посмертно получил звание «Почетный гражданин города Курска». Во многих городах России: Мурманске, Видяево, Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Воронеже, Нижнем Новгороде – в честь погибших моряков установлены мемориалы, названы улицы и школы. О подлодке «Курск»    сняты фильмы, поставлены спектакли, написаны книги и музыкальные произведения.
Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...