Из истории одной улицы
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Из истории одной улицы


У Курска «на носу» тысячелетие. Уже вышел президентский указ. В 2032-м на торжества съедется, наверно, пол-России. Наверняка выйдет и богатый фотоальбом, где улице, о которой пойдет речь ниже отведут достойное место. Екатерина Великая и Екатерина Полевая, Василий Жуковский и Андрей Тарковский, Николай Лесков  и Николай Коротков, Валентин Овечкин и Евгений Носов – эти великие имена (как и имена трех кряду советских вождей) объединила улица, столь старинная, что даже нынешнее название  – Дзержинского – она  носит уже без малого век.    
«Херсонская и Московская улицы лучшие», – записал в походном дневнике в 1837 году поэт, которого считал учителем Пушкин. И далее: «Гроб Богдановича. Дом губернатора»... Обе достопримечательности Василий Жуковский, сопровождавший в поездке по стране цесаревича Александра (будущего царя-освободителя Александра II), наблюдал как раз здесь. Но даже столь пытливый ум едва ли ведал, что проложена дорога по воле прабабушки юного наследника престола. Да-да, именно Екатерина II в 1782 году утвердила первый генплан Курска, который служит и доныне. А в 1787-м она собственной персоной ехала этим путем в только что учрежденную Херсонскую губернию. Эта поездка – событие историческое, и недаром куряне в память об августейшей особе воздвигли нечто вроде триумфальной арки там, где перекресток с нынешней улицей Павлуновского, бывшей Воротней. Восстановить каменную достопримечательность, к сожалению, нет возможности: нельзя же закупорить важнейшую транспортную артерию. А вот для того чтобы славное название вновь украшало таблички, средства к юбилею выделит федеральный центр.
Писательница Екатерина Полевая, подарившая отечественной детворе сказку «Колобок», в воспоминаниях первой половины XIX века рисует эти места (усадьба купеческой семьи находилась по соседству – близ Нижне-Троицкого храма) как «сад России, откуда везут плоды в Москву, Петербург, Одессу». Поведала мемуаристка о розах, нарциссах и тюльпанах, что, будучи однажды посажены, радуют здесь взоры из года в год сами собой. Впрочем, год от году дорога становилась все оживленнее, и сегодня клумбы здесь встретишь только напротив Центрального рынка. Зато следы Курска купеческого нетрудно обнаружить до сих пор. Скажем, ТЦ «Сосновский» с необычными чугунными ступенями в позапрошлом столетии служил тогдашним бизнесменам клубом. А великолепно отреставрированный дом с гербом на фасаде, что по соседству, был построен как банк Филипцова.
Давным-давно снесена вся четная сторона Полугоры, колоритная цепочка всевозможных лавочек, магазинчиков и кафе... Здесь молодой выпускник режиссерского факультета Андрей Тарковский в 1958 году снимал одну из сцен дебютной картины «Сегодня увольнения не будет» на местном материале – о подвиге курян-саперов.
Близ того же рынка более 100 лет назад частенько переходил дорогу будущий гений живописи Казимир Малевич, – спешил на службу в железнодорожную контору, чье здание так и стоит в двух шагах от улицы Дзержинского (ДШИ №4 на улице Добролюбова). Тут же, на месте нынешнего сквера воинов-интернационалистов, на представлении бродячего цирка решила связать судьбу с искусством юная насельница монастыря Дежка Винникова, вскоре прославившаяся под именем Надежды Плевицкой. А родственница хозяев богатого особняка, где Дежка какое-то время трудилась прислугой, – Вера Мухина – любила прокатиться по Херсонской улице верхом. Кстати, о лошадях: до 1886 года их учили уму-разуму объездчики в здании, где ныне работает центр «Звездный», (кинотеатр имени Щепкина). Затем это здание, конный манеж, перестроили под городской театр, уже в советскую пору превратившийся в кинотеатр.
В здании напротив в дореволюционную пору встречали посетителей курские губернаторы (сейчас там корпус наркологической клиники). В 1918 году, когда эту должность упразднили вместе с царской и многими в том же роде, ряд лидеров большевистской партии, включая наркома по делам национальностей Иосифа Сталина, провел в особняке судьбоносные переговоры с украинской Радой о будущем двух стран. Бывал «отец народов» в этом уголке Курска и еще раз, после Великой Отечественной: заночевал по дороге в отпуск на юг.
А вот Леонид Брежнев запомнился тогдашнему Курску в сословии студенческом: на бывшем здании землемерного техникума об этом напоминает скромная мемориальная доска, прямо-таки дощечка. Хотя соответствующую доску со Сталиным сняли еще в хрущевскую пору. Между прочим, Никита Сергеевич в юности был призван в дивизию, занимавшую казармы в конце улицы, – в 9-ю, давшую название еще одной курской улице. Сами казармы были выстроены еще при Николае I, они упоминаются в повести Николая Лескова «Овцебык». Именно здесь, в конце Херсонской улицы, главный герой сострадает мальчику, отданному в солдаты.
Удостоились табличек из мрамора и бронзы прославленные писатели Валентин Овечкин и Евгений Носов, проживавшие если не на самой улице, то в соседнем квартале. Евгений Иванович здесь еще и на учебу ходил: в школе №4 его принимали за нового учителя, а он был школьником, хоть и с боевыми орденами. Изобретатель тонометра Николай Коротков и авиаконструктор Семен Лавочкин тоже, несомненно, бегали на учебу именно по улице Херсонской. И все эти занимательные сюжеты – лишь малая часть истории улицы Дзержинского. Да и нам с вами предстоит продолжать ее летопись, сберегая в том числе и достопримечательные здания.

В следующем номере расскажем о перспективах улицы Дзержинского в связи с тысячелетием города.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...