Усмиряя атом «цифрой»
Свежий номер: 18 апреля 2024 (4969)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Авария на Чернобыльской АЭС стала не только величайшей трагедией ХХ века, но и мощным толчком для развития цифровизации атомной отрасли.    
В конце 80-х годов появились и серьезные тренажеры для подготовки персонала станций, и кризисный центр, который занимался вопросами аварийного реагирования. Менялись технологии производства «чистой энергии», менялась система безопасности. Сейчас любую нештатную ситуацию можно спрогнозировать на цифровой модели, изготовлением которых занимаются специалисты ВНИИАЭС. На днях научный институт посетили курские журналисты.
Как по сценарию
26 апреля 1986 года.
1:23:04. Стартовал эксперимент на Чернобыльской АЭС. Из-за снижения оборотов насосов начала увеличиваться мощность реактора.
1:23:39. Зарегистрирован сигнал аварийной защиты. Реактор начал разгоняться. В следующие несколько секунд зарегистрированы различные сигналы, свидетельствующие об очень быстром росте мощности, затем регистрирующие системы вышли из строя. Произошло, по различным свидетельствам, от одного до нескольких мощных ударов.
1:23:47 – 1:23:50. Реактор полностью разрушен.
Если бы на вооружении у атомщиков тогда был проект «Виртуально-цифровая АЭС», который позволяет смоделировать аварию в ускоренном режиме и подсказать наиболее оптимальный вариант управления нештатной ситуацией, кто знает, может, последствия ЧП были куда меньше. Аналогов такой цифровой модели в мире нет.
Толчком для создания проекта стал визит в 2009 году тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева в ядерный центр «Арзамас». В Сарове на тот момент было создано семейство суперЭВМ, которое позволяло высчитывать модели гораздо быстрее обычных компьютеров. Во ВНИИАЭС («дочка» концерна «Росэнергоатом») этим занимались давно, но на примере отдельных элементов АЭС. Предстояло создать инструмент для проверки всего блока. Работа стартовала в 2011 году, сейчас проект находится на стадии опытной эксплуатации. В конце месяца завершатся финальные испытания.
– Генеральный проектировщик готовит проектно-сметную документацию. Мы оживляем эту модель, наполняем физическими процессами, которые в ней протекают. Чтобы можно было посмотреть, как система будет функционировать в жизни, – пояснил принцип работы цифровой АЭС руководитель департамента цифровизации и технической поддержки эксплуатации энергоблоков АЭС АО «ВНИИАЭС» Андрей Дружаев.
Для курян разработка научного института пока не очень интересна, поскольку не предусматривает моделирование реакторов РБМК, как на нашей «атомке». А вот, когда построят КАЭС-2 с его ВВЭР-ТОИ, проект столичных ученых будет как нельзя кстати. Особенно в вопросах обеспечения безопасности. Ведь уже в начале следующего года все разработки специалистов ВНИИАЭС будут переданы в Кризисный центр «Росэнергоатома». Для этого структурного подразделения концерна новый продукт интересен не только возможностью смоделировать итог реальной ЧС на станции: в центре проводится большое количество тренировок, и с помощью виртуальной АЭС можно разработать любой аварийный сценарий.

БезОПАСность отрасли
Кризисный центр находится в том же здании, что и научный институт. Экскурсию по нему для курских журналистов провел Игорь Горелов. Когда-то он работал на нашей АЭС в Курчатове. Но после аварии в Чернобыле в числе 200 специалистов-атомщиков занялся кризисной тематикой в отрасли. Сначала на базе Центра управления космическими полетами, сейчас – в собственном центре «Росэнергоатома».
– У специалистов, которые принимали решения во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, спросили: чего вам тогда не хватило? И все в один голос ответили: связи, – вспоминает руководитель Кризисного центра.
Теперь такой проблемы нет. Информация со всех АЭС (а их в стране 10) в бесперебойном режиме стекается на пульт диспетчера. И если на одной из них случается аварийная ситуация, объявляется срочный сбор группы оказания экстренной помощи атомным станциям. В ОПАС входят представители 17 министерств и ведомств. Они собираются в Кризисном центре, но при необходимости могут выехать и на место ЧС. В режиме видеоконференцсвязи в совещании также участвуют представители генпроектировщика того или иного реактора, конструкторы, научные институты, ЦУКС МЧС, Ростехнадзор. Все видят на мониторах параметры работы «атомки» в реальном времени и принимают оперативные решения.
Эти параметры видели и курские журналисты. И, находясь в Москве, могли убедиться, что радиационный фон вокруг КАЭС в норме. Все данные заносятся в электронную базу. Есть и аналоговый архив: на стеллажах папки с информацией по каждой «атомке». Случись на станции ремонт, об этом обязательно сделают соответствующую запись.
Во время визита СМИ в Кризисном центре было спокойно, но на учебных тренировках учреждение площадью две тысячи квадратных метров превращается в огромный муравейник. Где у каждого своя задача, но общая цель – сделать атомную энергетику самой безопасной.
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
Кризисное управление – не единственный вариант использования виртуальной АЭС. Разработка ВНИИАЭС может применяться для проверки проекта новой станции перед приемкой. Цифровая модель значительно упрощает этот процесс. Интерес к изобретению уже проявляли руководители Ростехнадзора, который выдает разрешения на эксплуатацию АЭС, а также представителей проектных организаций. И не только атомной отрасли. Как «цифра» изменила работу инжинирингового дивизиона корпорации «Росатом», расскажем в одном из следующих номеров «ГИ».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...