Из мажоров в холопы
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Из мажоров в холопы


В российском кинематографе радостное событие: картина «Холоп» студии «Yellow, Black and White»  по сборам поднялась на второе место в истории постсоветского проката (лидер – спортивная драма «Движение вверх» 2017 года). Вроде бы комедия на новогодний уикенд, пусть и добротная, – да и только. Но часто ли при просмотре комедий у нас вдруг щиплет глаза? И кого неуловимо напоминает главный герой с коротко остриженной головой?    
Раз уж счет рублям, заплаченным россиянами за просмотр ленты, давно перевалил за 2,5 млрд, то и число этих россиян, познакомившихся с новинкой, огромно. Пожалуй, в этом кругу могли оказаться и те, кто уже много лет в кинотеатры не ходил, морщась при самом словосочетании «российское кино» и ностальгируя по советскому – доброму, светлому, гуманистичному и так далее. Честно говоря, многие упреки, что адресуются киноработам наших дней, оказываются справедливыми. И добрый настрой, и даже доля поучительности, между прочим, коммерческому успеху вовсе не помеха. И если  выбрали именно «Холопа» для знакомства с сегодняшним кинематографическим процессом, ваш выбор на редкость удачен!
И сама киностудия «Yellow, Black and White» выпускает не только развлекательные вещи, и режиссер Клим Шипенко радует умением создавать достойную продукцию самых разных жанров: здесь и психологический детектив, и романтическая комедия, и историческая драма, и триллер. Буквально перед выходом «Холопа» на экранах страны появился и заслужил подобающее внимание «Текст» того же постановщика. Между прочим, образ мажора, развращенного попустительством отца, четко прописан и в «Тексте». Но на него всей семьей не сходишь, больно уж страшно. Другое дело – посмотреть с детьми комедию, где демонстрация жестоких сцен исчерпывается кадрами, когда зарвавшегося мажора в воспитательных целях прилюдно охаживают плетьми. А то, что персонаж Охлобыстина болтается в петле и, на манер толстовского отца Сергия, отчекрыживает топором себе палец, – так ведь это трюк, имитация. Настоящее – еще впереди…
Не с Охлобыстиным ли, известным также как священник отец Иоанн, связана тонко, искусно намеченная религиозная тема? Наоборот, с этой фигурой связаны, как, скажем, в «Интернах», самые лихие шуточки. И Иван Бурляев, один из авторов музыки и сын актера и общественного деятеля, не вставляет в звуковую дорожку хоралы и псалмы. И зачин четко обозначен как остросатирический, даже смелый в социальном отношении, что нечасто встретишь не только в кино, а и в словесности наших дней. У всех на устах похождения богатенькой автолихачки по имени, кажется, Мара, без конца нарушающей правила движения на своем «гелике». Так вот, авторы киноленты дерзнули прекратить подобные бесчинства, конечно, на экране. Кстати, не зря номер у «тачки» – 666. Сюжетную завязку зритель раскусывает, в отличие от главного героя Гриши, мгновенно, к тому же и слоган у фильма выразительный: «Из князи в грязи». Был «мажором», считавшим себя всевластным хозяином жизни, – стал, пусть и в рамках эксперимента, почти что неодушевленной вещью в руках барской семьи…
Между прочим, в 2006 году на Украине, но на русском языке, был снят фильм «Барин», построенный на подобном розыгрыше, только с другим статусом для разыгрываемого. Но сегодня эту роль Павла Майкова и весь двухсерийный набор шуточек вряд ли кто-нибудь вспомнит. Потому что там – юмор ради юмора. А здесь…
«В фильме достаточно ярко показана история нравственного преображения главного героя, который отказывается от барствования и начинает ценить нормальные человеческие отношения, стремится к созданию семьи», – справедливо подмечают рецензенты. А еще… ну что же, в конце концов, напоминает почти «оболваненная» голова Милоша Биковича?
Ведь нынешние «мажоры», насколько мы о них можем судить, такие прически не носят? Так вот же оно – «Возвращение блудного сына», величайшее полотно мировой живописи кисти Рембрандта! Здесь уже стихают смешки, и все мы вспоминаем об отцах –  и о нашем всеобщем Отце…
Открываем текст евангельской притчи: «…И там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней…» Именно со свиньями просыпается новоиспеченный «холоп». И о них же твердит в блестяще спародированном телевизионном ток-шоу одна из «массовки», развернутой вокруг Гриши в воспитательных целях: «…И кормят вместе со свиньями!»
Разумеется, образу отца (актер Александр Самойленко) уделено особое внимание. Ведь не только из-за собственной подмоченной репутации переживает он, вытаскивая горе-отпрыска из очередной неприятной истории. Ему по-человечески больно, и боль эту не скрыть за обилием потешных ситуаций. Корреспондент «ГИ» ждал: а будут ли финальные объятия отца и сына, как на том же холсте: покаянные с одной стороны и заботливо-прощающие с другой? И в самом деле, вот они, да еще где – на Патриаршем мосту у храма Христа Спасителя! Но слезы на глаза навернутся у вас и ранее того, когда Гриша-Милош чуть ли не в первый раз в жизни перешагнет через свой эгоизм и примчится спасать любимую на белом коне!
Кстати, некоторые критики задаются вопросом, а каким же трудом намерен заняться в новой жизни исправившийся лоботряс (кроме актерского в финальных кадрах: декорации разбирать рано, многих еще мажоров нужно наставить на путь истинный)? Мне кажется, что его поле деятельности будет как раз на конюшне, рядом с любимой. Ведь ключи от «тачки» он подарил принципиальному гаишнику, которого сбил в начале фильма, а с лошадьми успел подружиться в «холопах», хотя прежде их попросту боялся.
И напоследок замечу: перевоспитали парня не только экстравагантный «мозговед» Лев (Иван Охлобыстин), обаятельная служительница искусства Настя (Мария Миронова) и многочисленные актеры в ролях крестьян, бар и даже монголо-татар. Наконец, не только «бедная Лиза» – Александра Бортич. Другим человеком, после «ада» ночных клубов, Гришу сделала чудесная природа Пушкиногорья, вдохновенные псковские леса, поля и реки. Так что славные достижения советского кино, где почти на каждый кадр можно было любоваться, как на живописное полотно, авторы фильма учли.
Фото из открытых источников..
  • Комментарии
Загрузка комментариев...