Все начинается с вокзала
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Все начинается с вокзала


До 1934 года Курск не был областным центром. Мало того, Ямская слобода считалась отдельным муниципальным образованием и даже на карте СССР обозначалась отдельным кружком. А поскольку главный железнодорожный вокзал располагался именно в Ямской, то и называлась эта станция на карте Московско-Курской железной дороги (а позднее и других, что проходили через Курск) соответственно. Помните, у Маршака:    
Что за станция такая –
Дибуны или Ямская?

Что ответили с платформы, вы наверняка знаете…
К моменту написания этого стихотворения (1930 год) железнодорожный топоним «станция «Ямская» был уже устойчивым и общепринятым…
Однако до войны, а тем более до революции, Курск был тихим и сугубо провинциальным городом. Соответственно и вокзал был иным и не только по архитектурной форме…
В начале XX века (и несколько ранее), когда пассажирский поезд с юга подходил к вокзалу, из окон левой стороны открывалась прекрасная панорама городского холма с его храмами и колокольнями. Эта картина восхищала многих, причем и летом, и зимой… Панорама хорошо просматривалась и со ступеней старого вокзала, когда прибывший пассажир направлялся в город, и на всем пути следования с извозчиком в центр. Вдоль улицы Шоссейной (сегодня – Интернациональная) строений практически не было, как и поросли со стороны Тускари, поэтому ничто не мешало пассажиру любоваться городским холмом. Не менее красивый вид открывался из окон вагонов пригородного поезда, если бы вы предпочли добраться до станции Курск-ветка, что располагалась на Барнышевке (нынешняя площадь Добролюбова).
Надо сказать, что многие первые вокзалы России (60-е годы XIX века) трудно было назвать началом города. В те времена их старались строить в некотором отдалении от основных строений. Вокзал Курска (Ямской) не был исключением. Горожане дорожили тишиной, опасались техногенных шума и запахов… Но к послевоенному периоду в этом плане многое изменилось. Во-первых, вокзалы все больше «врастали» в города, кроме того, в теории советского градостроительства первых послевоенных лет они представляли собой своеобразные «ворота в город», которые должны были представлять его «лицо» приезжающим.
В ходе войны многие города, непосредственно участвуя в  боевых действиях, заслуженно приобрели соответствующие авторитет и статус. Именно так случилось с Курском, ставшим всемирно известным после завершения Курской битвы. Сказался и тот факт, что он вошел в полтора десятка городов СССР, наиболее пострадавших во время войны, а стало быть  на его восстановление требовалось выделить немалые деньги.
Большинство послевоенных зданий вокзалов проектировалось индивидуально, с учетом особенностей города и региона в целом, а также его духовных и исторических регалий. Архитектор Игорь Явейн задумал здание железнодорожного вокзала как памятник Курской битве и активному участию города в этом историческом событии.
Само здание вокзала просто великолепно, внутренняя отделка выше всяких похвал. Одно слово – прекрасный памятник, как и задумал Игорь Явейн! Но стоит выйти на ступени главного входа, как это ощущение меркнет:  вид на городской холм надежно перекрыт девятиэтажным жилым домом, вполне добротным, но не подходящим в соседи и товарищи зданию вокзала.
К слову, обширная площадь перед вокзалом просто необходима – как перед любым другим крупным и знаковым зданием. Это позволяет лучше восприни мать строение в объеме и деталях. Почему бы в центральной части площади не устроить кустарниковый мини-парк, который не вторгался бы в «картинку» вокзала? Удачных примеров в России много, скажем, площадь перед Белорусским вокзалом. В том же ключе можно вспомнить и фонтан перед южным вокзалом в Харькове. Не менее популярны во всем мире башни с часами перед зданиями вокзалов. Такие были на часовне, долгое время украшавшей площадь перед зданием старого вокзала, но позже снесенной…
Вокзал в Курске Игорь Явейн считал своим лучшим творением. Здание, спроектированное и построенное на несколько лет ранее других знаковых строений в нашем городе, стало символом нового Курска, которому лишь предстояло возродиться из пепла в новом облике. Творение Игоря Явейна задало высокую планку последующей реконструкции центра в формате «архитектуры победителей».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...