Есть женщины в курских селеньях…
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Нередко приходится слышать от приезжих мужчин, что курянки отличаются особой красотой и грацией. И с этим мнением трудно не согласиться. Не иначе сказывается тот факт, что население Курска после возрождения  города в конце XVI века собирали из разных регионов тогдашней России. Стрельцы, городовые казаки, пушкари – многие из них с семьями, но не все. Скоро пошли «межрегиональные» браки, стало быть, уже второе поколение курян генетически было крепче и ладнее первого.
Курянкам нескольких последующих поколений, пришлось особо хлебнуть лиха в пограничной крепости, какой был наш город в первой половине XVII века: набеги врагов, осады, пожары, смерть близких… И ведь не снимешься и не уйдешь всей семьей в более спокойные места – удерживала царева служба. Стало быть, курянка тех времен была основой семьи. Мужья в военных походах, в разъездах, а хозяйство и дети –  на женщине.
Быт хозяйки семьи «служилого человека» –  стрельца или городового казака –  мало чем отличался от тяжелого крестьянского. При этом оставался вечный вопрос: «а придут ли к стенам города в «нонишний» год крымские татары или литовские люди?».  Если придут, как в год «летошний», то опять беда! Должно быть, курянки тех времен умели особо ценить спокойную мирную жизнь, которая им выпадала нечасто. Но и войну привыкли воспринимать, как неизбежность – «все проходит и это пройдет»…
Впрочем, это было уже в возрожденном Курске, после 1597 года, когда к развалинам старого города пришел воевода Полев и восстановил крепость, а с нею и весь город после долгого запустения. А несколькими веками раньше был еще и домонгольский Курск, который уходил корнями в неведомую глубину – там-то куряне и начинались.
Когда-то наши места и окрест населяли северяне – большой племенной союз. Их мужчины отличались суровостью и воинской доблестью, а женщины – красотой, что отмечено даже в исторических хрониках. Кто знает, может быть, именно благодаря этому факту, князю Олегу Вещему приглянулись наши места для нового города во время его воинских походов в Хазарию. Помните у Пушкина: «Как ныне сбирается Вещий Олег, отмстить неразумным хазарам…». Да кто уж разберется теперь в истинных мотивах славного князя. Может быть, ему не давали спокойно спать черные глаза какой-нибудь северянки. Давно замечено, что именно слабые женщины движут миром и войной, а вовсе не сильные мужчины…
Было, да быльем поросло… Северяне скоро растворились в славянском мире, но гены их женщин-красавиц навсегда остались в нашем мире.
Со времени северян прошло лет двести-триста и вот в «Слове о полку Игореве» дана характеристика не только курян-мужчин –  «Куряне мои воины славные…», но и женщин. Вспомните «плач Ярославны», жены князя Игоря, со стен крепости в Путивле. Пускай это не Курск, но женщин многих мест объединяли тогда тяготы военной эпохи.
В самый раз вспомнить о воспитании воинов-курян, о чем есть несколько строк в «Слове»: «С острия копья вскормлены, под шеломами взлелеяны…» ...А кто кормил-то, кто лелеял? Ну, конечно же, курские женщины! Отцам было не до этого: военные походы, вылазки «за зипунами» и прочие разборки…
В Курске своей княгини тогда не было. Князь Курский и Трубчевский Всеволод Буй-Тур держал семью подальше от беспокойного соседства со Степью. А если бы Ольга Глебовна жила в Курске, автор «Слова» (по одной из гипотез – курянин) наверняка не преминул бы сделать именно ее лирической героиней, а местом «плача» – стены курской крепости. Именно в Курске в начале ХХ века возникла инициатива всенародно собрать деньги на памятник Ярославне и поставить его вовсе не в Путивле, а как раз в нашем городе…
С   1782 года, с легкой руки Екатерины II началась реконструкция города, хлопоты которой не миновали никого из местных жителей. А уже в середине XIX века курянки провожали отцов и братьев в «ополченческий» поход в Крым, где бушевала битва за Севастополь… И снова стали актуальными давние слова князя Буй-Тура о воинах-курянах. В тех боях суждено было участвовать только курскому ополчению. Из Крыма возвратились далеко не все. И сколько слез пролили тогда курские «Ярославны» над Сеймом и Тускарью – не счесть.
Потом Первая мировая война, революция, Гражданская, Великая Отечественная…
Приводить Курск в порядок начали сразу после освобождения в феврале 1943 года. Вопреки расхожему мнению массово строили новые здания и восстанавливали старые вовсе не пленные немцы, а как раз курские женщины – не дожидаясь, когда мужья и братья вернутся с войны. Они же работали в милиции, регулировали уличное движение, пекли хлеб, стояли за станками на заводах… А еще учили и воспитывали детей, трудились в госпиталях и больницах, строили укрепления на полях предстоящей Курской битвы и на улицах самого города… Когда война закончилась, многих из курянок завербовали по комсомольскому направлению на строительство новых заводов, шахт, автомобильных и железных дорог далеко за пределами области… Впрочем и внутри города подобной работы хватало: строились заводы РТИ, КЗТЗ, «Аккумулятор», «Электроаппарат»…
На фоне дефицита мужской рабочей силы женщины еще долго были незаменимы, но при этом оставались хранительницами семейного очага, умудрялись очаровательно выглядеть, модно одеваться при глобальном вещевом дефиците…
Фраза «Есть женщины в русских селеньях» справедлива не только во времена Некрасова, но и сегодня.
Еще одна линия в генетической карте курских (и в целом южно-русских) женщин –  это кочевые степные племена: половцы, печенеги… Русские князья не раз брали степных принцесс в жены, их кровь смешивалась с южно-русской, что сказывалось на характерах и внешности княжьих сыновей и дочерей. Достаточно вспомнить тот факт, что герой «Слова», князь Игорь, женил сына на половецкой принцессе, дочери хана Кончака.
Справедливости ради вспомним, что многие владыки того времени предпочитали женщин как раз славянского типа – светловолосых, синеглазых. По одной из легенд даже матушка Чингизхана была славянкой, а уж предпочтения в этом смысле турецких султанов и вовсе не подлежат сомнению.
Так что, уважаемые мужчины, когда будете поздравлять   дам с 8 Марта, постарайтесь увидеть в них те качества, которые так привлекали восточных владык, тем более что это не так уж сложно сделать. Однако не забудьте, что именно в наших местах когда-то практиковался обычай: женщина в полном воинском облачении одна выезжала «в поле» для охоты за головами. Звались такие «поляницами» и с ними (если верить былинам) предпочитал не сталкиваться в бою сам Илья Муромец. Уж такой-то «коня на скаку» – да запросто…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...