Перед 9 Мая всегда расцветают тюльпаны
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Защищали Кавказ
На Днепропетровщине есть старое село Каменка. Недалеко от школы стоит мемориал с десятками фамилий односельчан, а также жителей сельсовета, не вернувшихся с фронта.
Когда приезжал на малую родину, всегда приходил к этому месту. Среди выбитых на граните имен – фамилии дедушки и дяди.
Степан Игнатьевич Лоханов 1903 года рождения, старший лейтенант. Из данных Центрального архива Минобороны известно, что служил заместителем по политической части 2-го стрелкового батальона 40-й отдельной мотострелковой бригады. Участвовал в боях за Кавказ, которые начались 25 июля 1942 года. Пропал без вести в ноябре 1942-го.
Его бригада – незаслуженно забытая участница битвы за Кавказ.
…Германские войска рвались к кавказской нефти. Шли кровопролитные бои. Не сумев добиться решающих успехов в ходе августовских и сентябрьских сражений, немецкое командование в конце сентября приступило к подготовке наступления на Туапсе силами 17-й армии.
Обескровленные, понесшие огромные потери, советские войска не в состоянии были коренным образом переломить ситуацию.
1 августа 1942 года 40-я бригада совершила марш в район поселков Мирный и Ковалевский. После двухдневной передышки, 3 августа, вступила в бой. Пройдя огнем по коммуникациям немцев, громя тылы и обозы, к 30 августа в тяжелейших условиях совершила 220-километровый марш, практически не выходя из боев.
Подразделения бригады двумя группами шли по тылам немцев. Отдельные отряды фашистов постоянно атаковали фланги и тыл мотострелковой бригады.
Против нее действовало до двух батальонов немецких горных стрелков из состава 1-й горнострелковой дивизии «Эдельвейс» 49-го горнострелкового корпуса. Командир дивизии генерал Губерт Ланц, бывший альпинист, до войны неоднократно проходил по горам Кавказа. Именно солдаты его дивизии установили на обеих вершинах Эльбруса фашистские знамена.
1-й и 2-й батальоны 40-й отдельной бригады перешли в контратаку и выбили немецких пехотинцев из Котловины. Уже весь следующий день, 2 октября, батальоны бригады вели ожесточенные бои против подразделений 46-й пехотной дивизии немцев. Отразив 14 атак, бригада закрепилась на вновь занятом рубеже: 2-й батальон находился в авангарде в селе Котловина, 4-й батальон в районе хутора Перевальный, 3-й батальон в районе хутора Алтубинал, 1-й 5 октября был направлен на помощь 2-му батальону к селу Котловина.
40-я отдельная мотострелковая бригада остановила натиск фашистов. Немцы так и не смогли перешагнуть через горстку пластунов, порой в одиночку защищавших горные перевалы. Угроза захвата нефтяных хранилищ и порта Туапсе, как и угроза выхода немцев к Черному морю, была ликвидирована.
В период с августа по ноябрь 1942 года бригада уничтожила более 6 тысяч солдат и офицеров противника, сбила 25 самолетов, подбила 27 танков, разгромила два штаба и три склада противника. Она занимала вышеуказанные позиции в районе хутора Перевальный более 20 дней.
С первых дней октября 1942 года на этом участке против советской бригады действовали некоторые подразделения 1-й горнострелковой, затем ее сменила 46-я пехотная дивизия, а с 16 октября немцы ввели в бой свежую 4-ю дивизию. 21 октября наша 408-я стрелковая дивизия под ударами противника стала отходить, что поставило 40-ю мотострелковую бригаду в исключительно тяжелое положение.
До сих пор о 40-й отдельной мотострелковой бригаде можно найти лишь отрывочные сведения. Кроме нескольких архивных документов, пары-тройки эпизодических упоминаний и нескольких небольших мемуаров, нигде не упоминается.
Дядя, Иван Степанович Лоханов, 1928 года рождения, рядовой. Был в оккупации. В феврале 1944-го территория была освобождена от фашистов, и 16-летний Ваня ушел воевать добровольцем. Больше он в любимую Тарасовку не вернулся.
Через 2,5 месяца, в мае 1944 года, пропал без вести. Где он воевал, до настоящего времени не установлено. Он так и не узнал, что ровно через год в Берлине на Рейхстаге водрузили знамя Победы.

Первый и последний бой
Фотографий Ивана и его отца Степана Игнатьевича не осталось. Каждый год в «Бессмертном полку» несем портрет дяди жены – Алексея Егоровича Плужникова.
Он родился в 1923 году в селе Рудня Сталинградской области. Призван в армию 30 сентября 1941 года райвоенкоматом города Энгельс. Место службы – 211-я воздушно-десантная бригада (ВДБР), 4-й десантный парашютный батальон. Последнее письмо от него пришло в июле 1942 года.
…Заканчивалась Вяземская воздушно-десантная операция. Десантники сражались в тылу врага более 5 месяцев. Немецкие войска сжимали кольцо окружения десантников и конногвардейцев генерала Белова.
Для вывода остатка 1-го кавалерийского корпуса генерала Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса Казанкина из окружения была подготовлена Ельня-Дорогобужская воздушно-десантная операция.
Выброс десантников 23-й ВДБР и 211-й ВДБР проходил 29 мая-3 июня 1942 года в район Ельня-Дорогобуж – в глубокий тыл немецкой армии «Центр». Это был отвлекающий десант. Его целью было оттянуть на себя часть немецких войск, сжимающих кольцо, обеспечить прорыв из окружения, вывести сильно ослабленные соединения в район Кирова и соединиться с 10-й армией. Десантники выполнили приказ, прорвались и вывели бойцов из окружения врага. Потери при прорыве были очень тяжелыми. Из 2500 десантников 211-й ВДБР вышли из окружения около 200, остальные погибли или пропали без вести.
Рядовой десантник Алексей Плужников учтен в списках, которые уточняют безвозвратные потери воинов. Находясь в сложнейших условиях, десантники сделали все, что возможно. Страшные испытания выпали на долю 18-19-летних мальчишек. Так и лежат они до сих пор в смоленских лесах и болотах, где настигла их вражеская пуля или осколок, где оставили их боевые товарищи. Вечная им память!
Для Алексея Плужникова и для большинства его товарищей по 211-й воздушно-десантной бригаде война сложилась в один прыжок в немецкий тыл и в один бой, ставший для многих последним. Они не успели многого сделать на войне и не их в том вина... Но когда надо было пойти на смерть, сделать шаг в ночную бездну навстречу неизвестности и возможной смерти, когда пришло их время выполнить приказ и пожертвовать собой – они это сделали, все как один...
P.S. Раньше встречали ветеранов на 9 мая с букетами тюльпанов возле калитки дачного участка. Это были трогательные минуты. Очень переживал, чтобы цветы к этому времени расцвели. Они никогда не подводили. С каждым годом фронтовиков становилось меньше, а затем никого не осталось. Последним ушел сосед, воевавший в полковой разведке. Вся грудь была в орденах и медалях. В последний год жизни помог привить элитную грушу к дичке. Она всегда напоминает о нем, его доброте и отзывчивости.
Теперь участвуем в «Бессмертном полку». Каждый год были запоминающиеся моменты. В 2019-м – девушка, что долго махала платочком у открытого окна, провожая колонну и дошкольник на трехколесном велосипеде, к которому был прикреплен муляж пулемета «Максим» с красными буквами на зеленом щитке: «За Родину». Стоявшая рядом женщина, посмотрев на портрет Алексея в моих руках, сказала: «Какой он у вас молоденький!». Я только кивнул в ответ. Заиграл марш, и мы пошли дальше.
Анатолий ЛАХАНОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...