С кого курянин «снял корону»?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
С кого курянин «снял корону»?


«Китайским Сталинградом» называли в Поднебесной центр провинции Хубэй задолго до напряженных событий, связанных с COVID-19. В 1938 году город пережил страшную пору, связанную с бомбежками японской авиации.    
Но выстоять жителям Уханя помогли, как здесь и доныне говорят с почтением, «орлы» – летчики из СССР. В строю отважных авиаторов был и наш земляк Алексей Благовещенский.
От курской Аэродромной до уханьского аэродрома
…Не будем на страницах «ГИ» разбираться в деталях трагедии, охватившей более 80 лет назад огромный участок Азии. Вспомним лишь, что в грянувшей вскоре Второй мировой войне Китай стал нашим союзником, а «самураи» не решились атаковать Советский Союз. И не только для выпускников военных академий очевидно, сколь важную роль сыграли в таком развитии событий подвиги «сталинских соколов».
Именно Иосифу Сталину адресовали просьбу 14 сентября 1937-го дипломаты из Второй Китайской республики (название страны с 1925 по 1948 годы) на приеме в Москве. Сформировать группу добровольцев он поручил командующему Военно-воздушных сил Красной армии командарму II ранга Александру Локтионову (кстати, уроженцу Курской губернии).
Уже к 21 октября для отправки в Китай была подготовлена первая партия из 447 человек. Кроме экипажей истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ, на секретное задание отправились техники, специалисты по аэродромному обслуживанию, инженеры и рабочие по сборке самолетов. В ноябре из Алма-Аты вылетела вторая группа, а в конце 1937-го – начале 1938 года еще тремя группами на место будущих сражений отправилась эскадрилья под командованием Алексея Благовещенского, чье имя ныне врезано в гранит стелы «Героям курянам» на Красной площади Курска.
Алексей Сергеевич родился 18 октября 1909-го в городе Брест-Литовск (ныне Брест, город Крепости-героя) в семье железнодорожника. Не исполнилось мальчику и пяти лет, как семья из-за Первой мировой эвакуировалась в Курск. Здесь Алексей пошел в школу, затем окончил промышленно-экономический техникум, и здесь же, восхищенный мощью первых аэропланов, принял судьбоносное решение – стать летчиком. Ленинградская военно-теоретическая школа ВВС, затем 2-я военная школа летчиков Красного воздушного флота в Борисоглебске, служба испытателем в НИИ ВВС. Но начиналась его дорога в небо на летном поле нынешней улицы Аэродромной, откуда взлетали авиаторы – кумиры будущего героя.
До августа 1938 года курянин, командуя истребительной авиагруппой в Ухане, совершил 73 боевых вылета, провел 11 воздушных боев, сбил семь самолетов противника лично и 20 – в группе, был награжден орденом Красного Знамени и китайским орденом. А 14 ноября 1938-го «всесоюзный староста» Михаил Калинин, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство» отметил нашего земляка званием Героя Советского Союза. Он стал 107-м, получившим высокий титул.
«Японское командование по разведывательным каналам получило донесение о новом пополнении китайских ВВС и решило, используя внезапность, ударить одновременно по всем аэродромам, – вспоминали ветераны кампании. – Китайцы проявили благодушие, предположение наших советников подготовиться к возможному налету японцев оставили без внимания. Но Благовещенский на своем аэродроме приказал рассредоточить самолеты, подготовить их к взлету со стоянки. Проведя инструктаж прибывших, создав боевые расчеты, он не ушел спать, а, отобрав самых подготовленных летчиков, занял место в кабине истребителя. В то утро японская авиация весьма ощутимо потрепала китайские войска. Не было потерь лишь у предусмотрительного Благовещенского».

Взлетал обычно первым
Загляните в мемуары участников или историков тех событий Дмитрия Кудымова, Виктора Митрошенкова, Сидора Слюсарева: все книги полны восторженных слов в адрес курянина. А в авиации цену каждому слову знают. Например, таким: «Во всей широте проявился его блестящий воинский талант организатора, человека с широкой тактической эрудицией, умеющего предвидеть развитие боевых действий и способного навязать свою инициативу противнику. Он был опытен, храбр, изобретателен… Китайские руководители уважали его и почти всегда прислушивались к его советам».
18 февраля 1938 года Алексей Благовещенский сбил командира группы истребителей, оказавшегося известным асом, одним из непобедимых доселе «королей воздуха». Как шутили товарищи, «снял с него корону, вместе с головой».
Вот как описывает этот бой генерал-полковник авиации Андрей Рытов:  «Получив с постов наблюдения сведения о появлении самолетов противника, группа наших истребителей во главе с Благовещенским вылетела им навстречу. Все было разработано детально: маршрут полета, тактика боя, способы взаимной поддержки и выручки… Японцы потеряли в этот день 15 бомбардировщиков и 4 истребителя. 2 наших самолета тоже были подбиты, но летчики выпрыгнули с парашютами и к вечеру прибыли в свою часть.
Алексею Сергеевичу довелось драться в этом бою с лидером японских истребителей.
– Такая меня досада взяла, –  рассказывал потом Благовещенский, –  что я готов был винтом рубануть полосатого дьявола. Дважды по нему стрелял, а он живой. Улучив момент, когда мы снова оказались один на один, я бросился на лидера сверху, сбоку и выпустил весь оставшийся боезапас. Очередь пришлась по кабине.
Благовещенский проследил, как тот, круто планируя, снизился над квадратами залитого водой рисового поля и при посадке перевернулся вверх колесами. На следующий день в японских газетах в траурной рамке был опубликован портрет сбитого аса и подробное описание его былых заслуг. Благовещенский тоже пострадал в этом бою. Пуля чиркнула его в левый бок. Разбитой оказалась и приборная доска. Спасла Алексея Сергеевича бронеспинка, установленная им накануне вылета…»
А вот еще одно драгоценное свидетельство современника:  «Носил он вязаный свитер, серую замшевую куртку, которую в одном из боев японцы основательно продырявили. Механик хотел починить ее, но Алексей Сергеевич отказался:
– Что ты, милый!  С заплатой я буду ходить как оборванец, а тут боевая отметина. Чувствуешь разницу? – и весело рассмеялся.
Он всегда искал что-то новое, рациональное и твердо проводил в жизнь. Так, по его приказу с самолетов сняли аккумуляторы, а моторы стали запускать наземными средствами.
–  К чему возить лишний груз? В бою аккумулятор – обуза.
По его же указанию в каждую кабину поставили бронеспинку. Это намного усилило живучесть машин и надежно предохраняло от пуль. Чтобы предотвратить внезапное воздушное нападение противника, летчики с утра до вечера находились с парашютами у своих самолетов. Здесь же хлопотали техники и механики. Самолет Благовещенского стоял рядом с командным пунктом. Достаточно было поступить сигналу о появлении противника, как на вышке взвивался синий флаг, означающий тревогу. Алексей Сергеевич взлетал обычно первым, за ним поднимались остальные».
Самый крупный воздушный бой за все время японо-китайской войны случился над трехградьем Ухань 29 апреля 1938 года. Японцы в день рождения своего императора устроили налет 18 бомбардировщиками, которых прикрывали 27 истребителей «Mitsubishi». На перехват вылетели 64 наших И-15 и И-16. В 30-минутном бою были сбиты 11 японских истребителей и 10 бомбардировщиков, при этом было потеряно 12 самолетов, пилотируемых китайскими и советскими летчиками. После этого японцы в течение месяца не совершали налетов на Ухань. А это был важнейший пункт, где решалась судьба Китая. Взяв Шанхай и Нанкин, японцы двигались вверх по Янцзы, и Ухань оставался последним крупным промышленным центром, оплотом, потеря которого разрезала остававшийся Китай пополам.
Легенда воздушных боев, генерал-лейтенант Григорий Кравченко, первый в истории дважды Герой Советского Союза, в сборнике «Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура» так вспоминал Ухань:  «Я участвовал в трех войнах, но такого количества самолетов зараз в воздухе больше никогда не видел. Все небо – от горизонта до горизонта – было исхлестано пулеметными трассами. Японские летчики демонстрировали чудеса храбрости – даже будучи подбиты, пылая вовсю, сгорая заживо, их бомбардировщики не покидали строя. Они смогли прорваться лишь к концессионным заводам – сам город почти не пострадал. При этом японцы потеряли более полусотни самолетов. Значительные потери понесли и наемники, воевавшие на стороне Китая, – американцы, французы, англичане, – почти половина их не вернулась из этого боевого вылета. Советская группа потеряла лишь двух летчиков».

Китайская грамота
Владимир Носов, племянник Алексея Благовещенского, сохранил документ  – обращение к китайским крестьянам, извещавшее, что предъявитель сего – летчик, друг и защитник Китая. Бланку изобретатели бумаги придали особую устойчивость, чтобы ни в огне не горел, ни в воде не размок. Ведь нашим парням в той войне выпадало, увы, и то, и другое.
Недавно группа журналистов КНР выпустила документальную книгу «Орлы над Уханем», попытавшись собрать все свершения советских друзей.
– В 1938 году в Китай прибыли более тысячи пилотов. Сто из них погибли в боях. Ежегодно более 15 тысяч человек посещают наш парк, приходят к памятнику, – рассказал в интервью «Российской газете» начальник управления делами мемориального парка «Освобождение» в Ухане Е Сяндон. – Под 8-метровым обелиском среди строгих ветвей гибискусов покоятся останки пилотов, отдавших жизнь за мир в Китае. Надпись на камне говорит о вечной славе… За честь заняться уборкой святыни считают, заодно с коммунальными работниками, школьники, студенты, пенсионеры.
Кстати, не удивляйтесь, если на улицах Уханя  услышите пение на русском языке, пусть не без акцента: «В далекий край товарищ улетает…». В песне из советского фильма 1939 года «Истребители», по мнению здешних журналистов, поэт-фронтовик Евгений Долматовский… зашифровал засекреченную страницу наших ВВС: слова «В синей дымке тает» можно понять как «В синий дым Китая»…
Воспитал новое поколение летчиков
…Алексей Благовещенский выжил и после 30 пробоин в фюзеляже, 11 пуль, сплющившихся о бронеспинку сиденья, замершего мотора и отказавшего шасси. То был один из последних дней войны для русских асов. А в годы Великой Отечественной герой со своим корпусом воевал на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах – от Великих Лук и Ленинграда до Вислы и Одера. Даже тяжелое ранение незадолго до Победы не заставило расстаться с небом. Кстати, 1 мая 1945-го летчики из корпуса Благовещенского сбросили с неба на рейхстаг, еще объятый боем, два алых полотнища с надписью «Победа». 30 воздушных бойцов из корпуса курянина стали, как и он, Героями Советского Союза.
В мирное время Алексей Сергеевич в должности начальника Высшей офицерской школы воздушного боя в Люберцах за два года подготовил более 300 пилотов без единого ЧП. Как заместитель командующего 7-й Воздушной армией проявил себя в спасательных работах после страшного Ашхабадского землетрясения 5 октября 1948 года. Наконец вернулся в испытательный НИИ в поселке Чкаловск, но уже в эру сверхзвука. В 1956-м на авиасалоне в британском Фарнборо его назвали лучшим пилотом мира.
Великий конструктор Андрей Туполев говорил курянину:  «Вы стали самым родным, самым лучшим сотрудником всего нашего коллектива».  Еще бы: за десятки лет служения авиации Алексей Благовещенский испытал 99 самолетов разных типов и назначений!
Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...