Курянин освобождал Прагу
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курянин освобождал Прагу


В мае исполнилось 75 лет со дня освобождения Праги, во время которого погибло более тысячи советских солдат. В Курске жил участник этих боев – Владимир Григорьевич Фридманович. Увы, ветерана больше нет с нами. 4 декабря 2019 года он ушел в Бессмертный полк...    
Повзрослеть пришлось рано
Владимир Фридманович родился 12 ноября 1924 года. Жил в Кемерове. В июне 1941 года выпускник 9-го класса предвкушал каникулы, отдых с друзьями, футбол, рыбалку. Но все это разом исчезло, сменившись тревогой за родных.
Фашистская армия стремительно продвигалась вглубь страны. Когда большинство мужчин ушло на фронт, их места на заводах и в колхозах заняли женщины и дети. Володя вместе с другими старшеклассниками отправился в колхоз на уборку урожая. Тяжелый крестьянский труд для городских подростков был испытанием. Приходилось учиться запрягать лошадей, возить снопы на ток. К вечеру от усталости валились с ног.
Весной 1942 года после окончания 10-го класса Владимир  работал на заводе «Карболит» помощником токаря. Гордился тем, что получал рабочую карточку на 800 граммов хлеба – больше, чем другие члены семьи. Работал в смену по 12 часов. Но уже 8 августа был призван в армию и направлен во 2-е Томское артиллерийское училище.
Началась боевая учеба и уход за лошадьми (артиллерия была на конной тяге). Месяцы учебы запомнились не только большими физическими нагрузками, но и сильными морозами до 40 градусов, нетоплеными казармами и постоянным недоеданием.
В мае 1943 года Владимир Фридманович успешно окончил училище в звании лейтенанта и вместе с однокурсниками был направлен на фронт командиром артиллерийского взвода. В августе прибыл в Курск в распоряжение командующего 3-й гвардейской танковой армии, которая получила задачу – наступать через Сумы на Киев в составе Воронежского, а затем 1-го Украинского фронтов.

Путь на Запад
Владимир был назначен командиром взвода противотанковых 45-миллиметровых орудий 1-го батальона 23-й гвардии мотострелковой бригады, 7-го гвардейского танкового корпуса, 3-й гвардейской танковой армии. В составе этих частей и соединений прошел боевой путь от Курска до Киева, Львова, Берлина и Праги. Участвовал в форсировании рек Днепр, Висла, Одер, Сан, Нейсе, Тельтов канала.
Путь этот был долгим и тяжелым. Шли на запад, ломая сопротивление фашистов, теряя командиров и солдат, орудия и машины. Четверо  командиров батареи погибли, еще двое встретили смерть, находясь с Владимиром Григорьевичем в одном окопе. Сам он был дважды ранен и контужен, но после излечения возвращался в строй.
1 мая 1945 года наши войска вели завершающие бои за Берлин. На отдельных участках противник прекращал сопротивление и сдавался. Но 1-й мотострелковый батальон, где Владимир Григорьевич командовал взводом 57-миллиметровых противотанковых орудий, продолжал вести уличные бои, очищая от противника западную часть городского района Халензее.
– Поддерживая огнем и колесами действия батальона с трудом перекатывали пушки по берлинским улицам, заваленным грудами камня, щебня и проволоки от разрушенных домов и электролиний, – вспоминал ветеран. – К исходу дня сопротивление немцев ослабло. Вдруг появилась группа немецких солдат во главе с офицером, который нес над головой самодельный белый флаг. Подойдя ближе, офицер обратился ко мне на смеси русского и немецкого языков. Из его слов с трудом разобрал, что он хочет сдаться русскому командованию, но не знает, куда идти. Объяснил ему жестами, чтобы шел дальше в тыл. Все говорило о том, что падение Берлина – дело уже решенное. На следующий день, 2 мая, было объявлено о капитуляции Берлинского гарнизона фашистской армии. Для многих частей и соединений Берлинская операция стала последней в этой войне. Но для нашего 1-го Украинского фронта и 3-й гвардейской танковой армии война продолжалась.

День Победы в Праге
Уже в ночь на 4 мая совершили 150-километровый марш на юг, в район города Риза, что в 50 километрах от Дрездена. Утром поступил приказ – овладеть Прагой. 5 мая там началось вооруженное восстание против немецких оккупантов. Разоружив вражеский гарнизон, восставшие к исходу дня овладели стратегическими пунктами города. Фашисты обрушились на повстанцев и начали их теснить. Чешский национальный совет, возглавлявший восстание, обратился по радио к Красной армии и союзникам с призывом о помощи. Уже к исходу 7 мая передовой отряд 3-й танковой армии занял главный перевал через Рудные горы и вступил на территорию Чехословакии.
Батарея 57-миллиметровых противотанковых орудий двигалась в колонне 1-го мотострелкового батальона. Наступление было столь стремительным, что почти не приходилось вступать в бой. Однако танки и машины, прошедшие в Берлинской операции по 700-800 километров, зачастую выходили из строя по техническим причинам. В частности, «Студебекер» взвода Владимира Григорьевича стал «барахлить» из-за перегруза боеприпасами пробуксовывало сцепление, приходилось останавливаться.
Еще труднее пришлось при преодолении перевала через Рудные горы, за которыми была Чехословакия.  Когда остановились на отдых, Владимир Григорьевич, организовав охрану, прилег отдохнуть с солдатами на полу в ближайшей хате. Вдруг за окнами поднялась стрельба. Он, подскочив, крикнул  солдатам: «Подъем. К орудию» и, выбежав во двор, увидел, что стреляют  вверх, пускают ракеты, обнимаются. Оказалось, что через поселение проехал на броневике офицер связи армии и кричал: «Победа! Подписан акт о капитуляции фашистской Германии». Но, как выяснилось позже, командование немецкой группы армий «Центр» в Чехословакии отказалось выполнить акт о капитуляции и продолжало оказывать сопротивление.
Утром 8 мая продолжили путь, спускаясь с Рудных гор к равнине уже на территории Чехословакии. Был ясный солнечный день, который на всю жизнь остался в памяти Владимира Фирдмановича. Его колонна двигалась к Праге по хорошей дороге, пролегающей через зеленеющие поля, цветущие сады и ухоженные населенные пункты. Вдоль нее толпы чехов приветствовали освободителей. Цветы, объятия и поцелуи ликующих людей тронули  до глубины души. Навстречу шли в Германию колонны изгнанных и обезоруженных немецких солдат.
С утра 9 мая 1945 года вошли в Прагу с севера. Машина Владимира Григорьевича  остановилась из-за проблем со сцеплением. Окружили чехи. Кто-то обнимал, кто-то дарил цветы, а кто-то просил что-нибудь на память.
– Я же, раздосадованный вынужденной остановкой и перспективой блудить по незнакомому городу в поисках батальона, не очень вежливо отвечал, что дарить нечего и вообще не до них, – вспоминал Владимир Григорьевич. – Но вдруг подошла милая девушка и, показывая на звездочку на пилотке, сказала: «А это?». Не устояв, снял звездочку и подарил ей, за что получил поцелуй в щеку под аплодисменты присутствующих. К исходу дня только добрался до своего батальона.
Командир капитан Давиденко радостно вскрикнул: «Ну наконец-то хоть одного офицера поймал, а то чехи растащили всех по домам, а службу нести некому, будешь дежурным по батальону». Так он стал первым дежурным в мирное время. Первая мирная ночь в Праге прошла без происшествий.
Вскоре 3-я гвардейская танковая армия за освобождение Чехословакии и Праги была награждена высшим чехословацким орденом. Так закончилась самая короткая – всего шесть дней – и стремительная операция Красной армии в Великой Отечественной войне. Несмотря на скоротечность и успех, были и потери. В бригаде Владимира Фридмановича были обстреляны немецким танком машины медсанвзвода, два человека погибли, трое  ранены. Это случилось 9 мая 1945 года.
После войны Владимир Григорьевича еще пять лет служил в группе войск в Австрии и Германии, уже будучи командиром батареи.
Юрий Зайцев.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...