Когда домой товарищ наш вернется…
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Когда домой товарищ наш вернется…


Слова песни из любимого многими поколениями, еще довоенного фильма «Истребители» обретают новый смысл, когда узнаешь о славных делах отряда «Курган», возглавляемого ветераном поискового движения, почетным гражданином Курска Алексеем Сотниковым.    
В нынешнем полевом сезоне (который еще не завершен) на счету «красных следопытов» среди иных достижений, помогающих больше узнать о погибших защитниках Родины, – поднятие фрагментов семи боевых самолетов! Для курян словно зазвучали в воздухе рев моторов и треск авиационных пулеметов, которых героический край не слышал уже 77 лет…
Военная авиация с самого появления, более 100 лет назад, остается элитой войск, что у нас, что у немцев (о машине германских люфтваффе речь в этих строках также пойдет). Каждый пилот, прошедший долгое обучение, у командования на особом счету. И на то, чтобы прояснить посмертную судьбу бойца ВВС, у исследователей заведомо больше шансов, чем в случае, скажем, с пехотинцем или сапером. Вот и в большинстве находок 2020 года патриоты из «Кургана» уже установили имена погибших летчиков, штурманов, радистов. А вот просто достать лопатами или даже ковшом экскаватора до обломков фюзеляжа на многометровой глубине, наоборот, неимоверно сложнее, чем заново отрыть окоп, засыпанный в июле 1943-го гусеницами «тигра». Весьма нелегкому, но благодарному труду поисковиков был посвящен разговор с Алексеем Сотниковым в зале основанного им уникального музея Курской битвы.
– Алексей Васильевич, «ГИ» из года в год следят за итогами поисковых вахт, но такого чуда с несколькими самолетами кряду до сих пор не было! Что это: везение, а может быть, архивы помогли и рассекреченные документы?
– Думаю, сочетание нескольких факторов. В архивах, кстати, сейчас как раз поработать невозможно по понятной причине. А успех нашей кампании начался с поисковой удачи. В июле поехали в Касторенский район – на место, где в июле 1942 года вела ожесточенные бои 284-я дивизия. Уголок этот отдаленный и новый для нас, а тут еще все поля заняты посевами, и трудно рассчитывать на сколько-либо значительную площадку для работы. Ну что ж, начали копать на отдаленном участке, где из-за большого количества примененных гербицидов посевы просто не взошли – никакой растительности. И вот на этом поле уловили десять сигналов металлоискателя. Стали копать, показались вначале детали бензобака, обшитые особой резиной, потом шасси. Мы прихватили экскаватор, и с глубины четырех метров удалось поднять даже двигатель. Машина оказалась истребителем ЛаГГ-3 конструкторов Лавочкина (земляка), Горбунова и Гудкова. К сожалению, пока не удалось установить имени летчика, но прочитаны заводские номера.
– И эта удача дала настрой на новые поиски?
– Да. Мы получили опыт, стали вспоминать предыдущие находки, связанные с самолетами. Об истребителе Як-1, упавшем в войну в Поныровском районе,   знали более 20 лет, но подняли лишь сейчас, используя современную землеройную технику. Останков летчика не было, а его фамилию  пока не установили, но  непременно это сделаем.
– Следующее событие из начавшейся цепочки широко освещалось в СМИ, «ГИ» также рассказывали о находке у деревни Кирилловка Советского района прямо с места раскопок на пахоте. Необычность была и в том, что останки бомбардировщика Пе-2 подняли через 78 лет после боя, день в день. На Пе-2 сражались командир лейтенант Сергей Починский, штурман лейтенант Борис Волков и стрелок-радист младший сержант Николай Климов. Имена экипажа установили по номерам на двигателе?
– Да, и летчики будут увековечены. Четвертый герой нашего рассказа – тоже Пе-2, из Поныровского района. О нем  опять же знали много лет, но не могли приступить к поискам: мешало болото, наполненное водой. Но в этом году все болота пересохли, и это помогло поднять останки. Погибли два члена экипажа: штурман Константин Журбаев и стрелок-радист Василий Шестеркин. На  сообщения в интернете уже отозвались родственники, некоторые приезжали из Москвы к месту гибели своих дедов. Торжественное захоронение, как предполагаем, пройдет будущей весной.
– Теперь о пятой находке, она стоит в ваших хрониках особо?
– Мы снова работали в Поныровском районе, то есть там, где пролегала в июле 1943 года Курская дуга. Местные жители показали на поле чуть заметный след, пояснив, что в этом месте, по легенде, в войну упал какой-то самолет. Уже во время работы выяснили, что перед нами немецкий истребитель «Фокке-Вульф-190». Останки машины вошли в землю метров на восемь! Спустя столько лет сохранилось много предметов, включая документы. Звали немца Александр Зедер, он был в звании унтер-офицера, – нашли погон. Он сбил два наших самолета 5 июля 1943-го, в первый день Курской битвы, ну а вскоре наши летчики его самого загнали на восемь метров…  Останки Зедера передали представителям организации «Военные мемориалы» для захоронения на немецком военном кладбище близ села Беседино.
– Поисковый отряд «Курган» все сделал для того, чтобы и немецкого летчика похоронили по-людски. То есть наша российская позиция, позиция потомков победителей, однозначна: с мертвыми не воюем?
– Однозначно. Все погибшие имеют право быть похороненными. Кладбище немецких военнослужащих под Беседино – хорошее напоминание о том, чем заканчиваются походы агрессоров на Россию. Каждому такому солдату два метра русской земли найдутся. Об этом не должны забывать потомки неудачливых захватчиков. Но, конечно, главная наша задача – похоронить своих, советских бойцов, наших дедов и прадедов, ценой жизни остановивших нашествие, погнавших врага и водрузивших красное знамя над рейхстагом. Нам ни в коем случае нельзя растерять плоды Победы.
– О чем еще могут рассказать гостям музея обломки «Фокке-Вульфа 190А»?
– В нем, кроме зимнего маскировочного костюма, был, например, красный сигнальный флаг, чтобы подавать знак другим немецким самолетам на снегу, были темные очки, чтобы русские снега не слепили глаза. Даже подарки для местных жителей, точнее, жительниц в случае непредвиденной посадки: головные платки, нательные крестики и картонные иконки с русскими святыми, набор булавок… Словом, наш музей пополнился очень интересными экспонатами, просто уникальными.
– «ГИ» писали, что вы всегда после раскопок одариваете находками и сельские школьные музеи…
– Одариваем всех, кто просит. Никому не отказываем. Десятки таких уголков имеют наши экспонаты, и музей Курской битвы в Понырях, и краеведческий, – все получали в дар предметы, найденные во время раскопок, и выставляют их, за что  им благодарны.
– И, наконец, 24 октября вы подняли Пе-2, сбитый 28 октября 1942 года в Золотухинском районе. Больше пяти лет  его искали в течение трех экспедиций. Имена погибших уже известны?
– Иван Останчик и Леонид Степанов. Они будут торжественно захоронены в братской могиле в селе Ануфриевка Советского района, где покоится третий член экипажа, стрелок-радист Эммануил Школьников. Когда самолет подбили, Школьников при спуске на парашюте был ранен в обе ноги и погиб в бою с немцами, завязавшемся на месте приземления. Девочки из ближайшей деревни, ставшие свидетелями того боя, запомнили его последние слова: «Моя фамилия Школьников, я из Ленинграда». Двух врагов летчик сразил, а себе оставил последний патрон…
И в этот самый момент беседы Алексею Васильевичу позвонил… внучатый племянник Ивана Останчика – Николай Абраменко! В Иркутской области, где родился герой, ныне проживают три его сестры и брат, другие родственники. «Как замечательно, что вы нашлись!», – обрадовался Алексей Сотников. Ради таких мгновений ему не жаль никаких сил…
P.S. За достижения в поисковой деятельности, большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи Алексей Васильевич награжден памятной медалью Российского организационного комитета «Победа» в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Павел РЫЖКОВ.
Фото из архива Алексея СОТНИКОВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...