Трагедия матери – приговор войне
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Трагедия матери – приговор войне


Живым олицетворением и Дня матери, и Дня Победы (помните: «Это праздник со слезами на глазах…») во все времена останется Епистиния Степанова, – обычная русская крестьянка,  всех сыновей которой  отняла война…    
У семьи Степановых были курские корни, дети Михаила Николаевича и Епистинии Федоровны родились на Кубани, а отдавали жизни за Родину на всех необъятных ее просторах и даже за пределами: от Халхин-Гола до Курской дуги…
Потеря за потерей
Глава большой семьи ушел из жизни в 1933-м, в пору страшного голода. Хотя отвечал в колхозе именно за сохранность зерна, не запустил руку в общее добро. К тому времени уже погиб старший сын Александр, – его расстреляли в 1919 году белогвардейцы из-за того, что отец был за Советскую власть. Однако самые страшные годы оказались впереди.
Сын Федор, младший лейтенант, в августе 1939-го, в боях с милитаристской Японией был убит, подняв взвод в атаку, посмертно награжден медалью «За отвагу». А затем навалился на страну 1941-й…
Сержант Василий Степанов попал в плен в Крыму, бежал, в днепровских лесах примкнул к партизанам, но в 1943 году при выполнении задания в городе Никополе вновь был схвачен гитлеровцами и расстрелян.
Филипп Степанов, передовой агроном, участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, попал в плен в мае 1942 года в харьковском «котле» из-за маршальских промахов, прошел ад концлагерей, умер незадолго до бегства своих истязателей и прихода Красной армии.
Иван Степанов в родном краю заведовал Домом пионеров, работал в райкоме ВЛКСМ. На Западном фронте попал в плен, бежал и партизанил, погиб в Смолевичском районе Белоруссии.
Илья Степанов, командир танковой бригады, трижды был ранен, трижды возвращался в строй и погиб 14 июля 1943 года при бомбежке в битве на Kyрской дуге.
Павел Степанов, служивший в гаубичном артиллерийском полку, пропал без вести в боях на Брянском фронте.
Александр-младший, названный в память о брате и ласково прозванный Мизинчиком, в 19 лет геройски сражался под Сталинградом, затем командовал взводом минометов на Северо-Кавказском фронте, осенью 1943 года со своей ротой одним из первых форсировал Днепр и удерживал плацдарм на отвоеванном правом берегу, близ села Селище Каневского района Черкасской области. 2 октября на подступах к Киеву, на участке Селище-Бобрица, было отбито шесть мощных атак немцев. Оставшись один, отражал седьмую атаку, лично уничтожил 15 солдат и офицеров противника. Последней гранатой взорвал себя и окруживших его врагов. За этот подвиг Александр Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
С войны пришел лишь Николай, весь израненный. Прожил недолго…
Маршал Советского Союза, министр обороны СССР Андрей Гречко и генерал армии, начальник политуправления Советской армии Алексей Епишев писали Епистинии Федоровне:
«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».
10 лет надежды
Архивов Минобороны в открытом доступе в послевоенные годы, конечно, не было. Сведения о потерях, особенно в плену и на оккупированных территориях, поступали порой обрывочные, немало извещений содержали лишь слова «пропал без вести». Никакой радости не принес день 9 мая 1945-го, вот как вспоминала несчастная женщина о Победе:
«Шла я в станицу и встретила двух молодых. Веселые такие, смеются. Говорят мне: «Бабка, война кончилась!». Я, как услышала, корзинку из рук выронила, ноги подкосились, упала наземь и говорю: «Земля, скажи ты мне, где же мои сыны?.. Где сыны? Где Коля? Что с Филей? Где Вася и Ваня? Почему всю войну молчит Павлуша? Не может быть, чтоб погибли Илюша и Саша-Мизинчик! Не верю! Этого не должно быть!»
К 1963-му, когда скончался от последствий фронтовых ран последний сын Николай, уж не осталось надежд у Епистинии Федоровны на возвращение хоть кого-нибудь. Что она пережила – только Богу известно. Когда слышала, как кто-то из станичников жалуется на какую-нибудь ерунду, тихо урезонивала: «Вспомните меня, и ваше горе отступит перед моим»…
«Живой музей» подвига
Умерла мать-героиня (это звание ей присвоено среди первых в СССР) 7 февраля 1969 года. В 1975-м в Тимашевске построили музей имени семьи Степановых. Много статей и книг написано о великом материнском подвиге. А среди курян есть свое-образный «живой музей», ветеран труда Леонид Спашко. Историю солдатской матери он, уроженец Кубани, воспринял как личную боль. За десятилетия поисковой работы исследователь-патриот собрал о семье односельчан столько сведений и документов, что можно было бы открыть экспозицию. И он спешит делиться знанием с будущими защитниками Отечества.
На самодельные транспаранты с портретами ушедшей в бессмертие тимашевской семьи взволнованно взирали мальчики и девочки школ города, юнармейцы Поста №1 и другие ребята. Знают юные куряне и о Прасковье Володичкиной, Анастасии Куприяновой, Анастасии Ларионовой, Марии Фроловой, Тассо Газдановой… Каждая из этих женщин, живших в роковые 1940-е  в разных уголках страны, перенесла те же муки, что и Епистимия Степанова, – потеряли на войне всех сыновей.
Павел  РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...