Город помнит имена героев
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


78 лет исполнится 8 февраля с того дня, когда в Курск вернулась мирная жизнь после более чем года оккупации. Но благодарная память об освободителях будет всегда жить в сердцах курян. «ГИ» делятся с читателями строками боевых донесений, воспоминаниями бойцов и исследованиями их потомков.    
Отбивали каждую улицу
«Курск», «Kursk», – звучало в феврале 1943-го и в Ставке Верховного Главнокомандования, и в штабе третьего рейха. Как напоминают историки, группировка оборонявшихся вражеских войск включала 4-ю танковую дивизию, 82-ю пехотную, 9-й егерский батальон, спешно переброшенный из-под Брянска. Командовал этой мощью генерал Шнейдер, занимавший руководящие  должности еще в Первую мировую. Оккупанты укрепляли подступы к Курску, заставляя пленных поливать водой склоны холмов, после чего несчастных расстреливали. Кроме того, немецкая артиллерия и пулеметы простреливали низины на много километров.
Один из самых талантливых полководцев Великой Отечественной Иван Черняховский решил сомкнуть кольцо, приказав 132-й и 280-й стрелковым дивизиям и 79-й танковой бригаде наступать в обход города с севера, а 121-й и 141-й дивизиям – обойти Курск с юга.
Особенно жестокими были схватки на северном и восточном подступах. Эта задача была возложена на 322-ю стрелковую дивизию подполковника Степана Перекальского и сформированную из призывников Дальнего Востока 248-ю курсантскую бригаду полковника Ивана Гусева.
Полки дивизии и бригады, несмотря на потери, блокировали один опорный пункт немцев за другим, нарушая огневую связь между ними и уничтожая их поодиночке. Судя по документам, составленным гвардии майором Дмитрием Высоцким (именно он возглавил 322-ю дивизию после гибели командира), гитлеровцы цеплялись до последнего за каждую улицу и группу зданий, маневрировали силами и наносили неожиданные удары по флангам наступающих. Боевые действия шли с переменным успехом на множестве участков, на которые распалась вражеская оборона. Но подполковник Перекальский спешил туда, где его бойцам приходилось тяжелее всего, в решающий миг находил уязвимые места в укреплениях и наносил неотразимый удар. Увы, в строю учебной роты его настигла пуля, или, может быть, осколок   мины… Уже 23 февраля 1943 года Курский горисполком увековечил имя полковника (это воинское звание, как и звание Героя Советского Союза, присвоено Степану Николаевичу посмертно): площадь мединститута стала площадью Перекальского, также была переименована улица Ямская Гора. На всякий случай в очередной раз напомним, что погиб военачальник не в этом уголке, а где-то на пути его дивизии от деревни Поповка к нынешнему проспекту Победы.
Вспоминая февраль 1943-го
Несколько славных имен красноармейцев и медицинских работников, не жалевших жизни во имя свободы Курска, «ГИ» вспоминают вместе с давними друзьями из совета ветеранов Центрального округа. Председатель этой организации Олег Михеев и заместитель Ирина Матвеева не раз приглашали корреспондентов газеты на военно-патриотические акции. И, конечно, активисты чтят имена ушедших героев.
Не забыть радость встреч с руководителем ветеранского объединения участников освобождения Курска Петром Горовым. В 1943-м он в звании сержанта 280-й стрелковой дивизии командовал расчетом 120-миллиметровых минометов. В феврале, после победы Красной армии под Сталинградом, 60-я армия Воронежского фронта ураганом обрушилась на оккупантов, продвинувшись с боями на запад на сотни километров за считанные дни. Петр Горовой с товарищами отбивал деревню за деревней, несмотря на морозы и глубокие снежные заносы, непрерывные бомбежки и обстрелы. 8 февраля полк наступал из местечка Свобода по дороге, что приводит в Ямскую слободу Курска.
«Минометчики везли орудия на санках, один полковой миномет весил более 300 килограммов, машин не было, разве что лошади. День выдался метельный и притом морозный», – вспоминал герой.
Схватки были столь ожесточенными, что горело все в округе, включая корпус медицинского института. Там, рядом с площадью, в уже  освобожденном Курске наконец-то смог переночевать полк. Но не до отдыха было: вскоре отбили Хмелевую, Верхнюю и Нижнюю Медведицу, Пузановку, словом, весь Курский район, а следом и Фатежский. Кстати, нынешней трассы «Крым» тогда еще не было, двигались через непроходимые снега. Прямо из снега делали и защитные сооружения, когда наступление на север приостановилось на Орловщине.
В мирное время Петр Горовой прошел путь от корреспондента дивизионной газеты до ответственного работника печати в масштабе целого военного округа – Закавказского. Вот пометки Петра Кузьмича, сделанные 15 лет назад о здравствовавших на тот момент товарищах из 322-й, 280-й, 121-й, 132-й стрелковых дивизий, 248-й отдельной стрелковой бригады: «Артиллерийский разведчик Сергей Блинов под огнем врага добывал драгоценные сведения, позволявшие нацеливать орудия. Станковый пулеметчик Алексей Пивнев подавил несколько немецких огневых точек. Михаил Ткаченко бесперебойно подвозил боеприпасы. Алексей Гладковский управлял реактивной установкой. Анна Каплинская, Анна Бурцева и Кира Аносова спасли множество раненых…»
Сергей БЛИНОВ командовал взводом управления батареи 840-го артполка 280-й стрелковой дивизии. 17 марта при освобождении Орловщины был тяжело ранен под Тросной, его имя даже успели написать на плите братской могилы. Но солдат вернулся в строй, был командиром топовычислительного взвода на 1-м Украинском фронте, затем на 1-м Белорусском и до 1955 года служил в Советской армии. В Музее боевой славы 42-й школы хранится его дар – линейка для артиллерийской наводки, или хордоугломер. Его мемуары можно прочесть в книге «Человеческие документы войны».
Анна КАПЛИНСКАЯ принадлежала к первому, геройскому поколению выпускников Курского мединститута. Едва началась ее работа в участковой больнице Золотухинского района, как страна затребовала «все для фронта, все для Победы». В медсанбате 280-й дивизии Анна Иосифовна шла под огнем на Курск, проявляя чудеса отваги, стойкости и профессионализма. Вместе с товарищами курянка в звании майора прошла Украину, Польшу, Чехословакию, была отмечена орденами Отечественной войны и Красной Звезды (дважды), почетным знаком «За особые заслуги перед городом Курском». Ее труды доныне вдохновляют преподавателей и студентов кафедры внутренних болезней №2, где Анна Каплинская много лет была преподавателем и наставником.
Алексей ПИВНЕВ – уроженец нынешней Белгородской области. Окончил Новоосколький техникум механизации сельского хозяйства, но на четыре года главным механизмом в его жизни стал пулемет.
«Завязался бой около Никитской церкви, – вспоминал Алексей Федорович. – Наша рота вышла к Московским шпилям, подошла к мединституту (тогда там была немецкая тюрьма). Дальше мы двинулись в сторону редакции «Курской правды», она тогда была на улице Ленина».
После войны герой преподавал в сельскохозяйственном техникуме, был директором школы.
Уникальный путь прошел Павел ЛУКЬЯНЧИКОВ. Подростком в 1942-м он включился в подпольное движение в оккупированном селе. Его схватили и отослали в Курск, в концлагерь. Незадолго до прихода Красной армии Павел бежал. Дойдя до своих, вступил в лыжный батальон 248-й курсантской бригады. Когда фронт продвинулся на запад, Павел Лукьянчиков со своим взводом форсировал Десну, был тяжело ранен, через пять суток его, словно легендарного Василия Теркина, чудом нашли при захоронении погибших. Помните: «Похоронная команда – все равно живой народ!». Но в областной Книге Памяти его имя долго находилось среди убитых… Вопреки ранениям, Павел Иванович до глубокой старости выступал перед молодежью, сохранял бодрость духа и тела и даже подтягивался на турнике.
Последней из славной плеяды освободителей Курска 27 марта 2018-го ушла из жизни подполковник медицинской службы, ветеран облздрава Кира АНОСОВА. Едва получив диплом Курского мединститута, выпустившего молодых специалистов лишь во второй раз, девушка ушла добровольцем в 956-й стрелковый полк – старшим врачом. «Когда увидела Курск, лежащий в руинах, нельзя было сдержать слез: разрушенные здания медицинского института, телеграфа, цирка… Было больно на все это смотреть. Мы не задержались – немцы отступали, и наша часть их преследовала. Нельзя было позволить фашистам закрепиться в каком-нибудь населенном пункте. Так дошли до Марьино», – вспоминала Кира Георгиевна. А День Победы она встретила в Праге, где бои продолжались после 9 мая. Земляки уважали ее как замечательного хирурга областной клинической и городской больниц, преподавателя кафедры общей хирургии мединститута.
Павел РЫЖКОВ.
Фото из архивов героев публикаций.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...