Главная загадка князя Игоря
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Главная загадка князя Игоря


Неизвестный автор одного из старейших произведений русской литературы «Слово о полку Игореве» описал целый мир XII века. В легендарном походе принимали участие курские воины и даже сам курский и трубчевский князь Всеволод Святославович. Но зачем нужен был этот поход? Почему спланированный разгром провалился? И какие еще исторические загадки скрыты в тексте древнего произведения?    
Песнь о ратных подвигах
Начнем же с того, что средневековый текст, на котором и основана эта статья (и еще более 15 тысяч работ о «Слове»), является абсолютно подлинным. Почему это так важно, вы поймете чуть позже.
А сейчас освежим в памяти сюжет легендарного древнерусского эпоса. Автор «Слова о полку Игореве» воспевает времена князя Владимира Мономаха, рассказывает о его деде Олеге Святославовиче и освещает современные подвиги Святослава Киевского. Новгород-Северский князь Игорь Святославович решает пойти самостоятельно в поход на кочевников половцев. Не останавливают его ни дурные предзнаменования, ни его попытка с малыми силами добыть славы и добычи в обход планам остальных князей, за исключением нескольких. К походу присоединяются сын Владимир, владеющий пограничным городом Путивлем, племянник Святослав Ольгович из Рыльска, родной брат Всеволод по прозвищу Буй-Тур, владевший Трубчевском и Курском. Поход поначалу был успешным. Удалось разгромить отряд половцев и завладеть ценным обозом. Но буквально через несколько дней под натиском превосходящих сил войско князя гибнет. Игорь попадает в половецкий плен и потом бежит на Русь. Заканчивается текст восхвалением княжеской доблести и попыткой автора призвать всех удельных правителей в совместный поход для отмщения за войско и раны князя.
Сперва история кажется максимально понятной. Но если разбираться с историей князя Игоря и его времени, возникают все новые и новые вопросы.
Не исключено, что «Слово» задумывалось как песнь для исполнения вслух
Исторически сомневаться в существовании такого князя как Игорь Святославович не приходится. О нем есть упоминания в нескольких летописях, особенно подробно – в Киевской части Лавреньевской летописи. Более того, у некоторых исследователей рефреном проходит мысль, что если бы не обнаружение эпоса в конце XVIII века, то о князе не самого богатого княжества никто бы не помнил. Но все же этот поход (в переводе на древнерусский – «полк») оставил неизгладимое впечатление у современников.

Утраченная рукопись
А как насчет подлинности рукописи «Слова»? В 1780 годы, в эпоху правления Екатерины II, была устроена настоящая ревизия манускриптов по всей стране. Поиск был масштабным. Уполномоченные люди изучали древние книги, сохранившиеся в монастырях большой империи. В то время обер-прокурор Святейшего Синода Алексей Иванович Мусин-Пушкин нашел уникальный текст. По версии самого аристократа, рукопись была взята им в Спасском монастыре города Ярославля у архимандрита Иоиля (Быковского). Мусин-Пушкин сразу понял, что перед ним – находка, не имеющая аналогов в истории древнерусской литературы. Но обер-прокурор не спешил возвращать рукопись после изучения. Говорят, знакомые помогли знатному исследователю выйти из щекотливой ситуации и просто списали в отчете находку за ветхостью. Что позволило Мусину-Пушкину оставить ее себе, изучать более 10 лет и наконец издать с сопроводительным текстом уже при императоре Павле I в 1800 году в Сенатской типографии тиражом в 1200 экземпляров.
По другой версии, которая принимается большинством современных историков, рукопись была сделана на севере Руси и взята графом в Белоозерском монастыре. В 60-е годы появилось предположение советского историка Александра Зимина о том, что именно архимандрит Быковский написал «Слово», подделав его под старый стиль. Стоит отметить, что такие сомнения звучали на разные лады, начиная с XIX века.
Чуть позже Мусин-Пушкин переселился в Москву, в Басманную часть купеческой столицы на Разгуляе. Во время вторжения войск Наполеона Бонапарта, при Великом пожаре между 3 и 6 сентября 1812 года, дом первооткрывателя эпоса тоже пострадал от огня. Мусин-Пушкин не успел вывезти рукописи, и они погибли в пламени.
Оригинал пропал, и это облегчило задачу критиков подлинности «Слова». Сам Мусин-Пушкин был оскорблен настойчивыми вопросами о подробностях приобретения рукописи и вскоре перестал отвечать на письма по этому поводу. На его защиту встал даже Александр Сергеевич Пушкин, говоря, что «подлинность же самой песни доказывается духом древности, под который невозможно подделаться. Кто из наших писателей в XVIII веке мог иметь на то довольно таланта?». Любопытно, что классик в последние месяцы перед трагической гибелью работал именно над статьей «Песнь о полку Игореве».
В пользу утверждения, что рукопись была подделкой, называют стремление императрицы Екатерины доказать древние права русских на присоединенные в 1783 году Крым и Новороссию. А в далекой Британии именно в эти годы шотландский поэт Джеймс Макферсон создал поэмы, которые представил публике под видом древних произведений барда Оссиана. О подделке стало известно только в следующем столетии. Словом, повод для скепсиса был.

Русичи против половцев
Но вернемся в XII век. Тогда новый год начинался 1 марта, согласно константинопольской эре. Обычно события старались приурочить к постным дням или отдельным датам календаря. Многие заранее спланированные битвы состоялись как раз в постные дни. Экономика средних веков была завязана на земледелии и воевать было желательно до начала уборочной страды. Так как кроме князей в походе принимало участие и ополчение, то есть в основном землепашцы.
Еще нужно отметить, что битва, описанная в «Слове», была далеко не первой стычкой с половцами. Кочевые племена, пришедшие с Алтая, смели с политической арены печенегов в XI веке. Тогда же, в 1061 году, русские князья впервые вступили в битву с половцами. И проиграли. После чего половцы часто наведывались на русские земли, особенно в районы, прилегающие к Киеву. Но далее история противоборства русичей с половцами была не в пользу последних. Начиная с эпохи Владимира Мономаха, то есть примерно с 1103 года, княжеские дружины совершали походы в Поле и громили кочевников постоянно. Половецкие ханы выработали даже тактику отхода при приближении княжеского войска.
Битвы на Сутени, Суле, Сальницкая, у Черного леса  – все завершились поражением половцев и иногда даже пленением ханов. Новая волна походов удельных князей в степи началась во второй половине 1160-х, когда Мстислав Изяславович решил наносить удары по степнякам из Киева. А в следующем десятилетии на широкой полосе от Дона до Руси возник новый союз половецких племен. В 1176 году им удалось даже разгромить княжеские силы у города Ростовец.
Самым важным в нашей хронике являются события, предшествовавшие походу Игоря. В 1184-м киевский князь Святослав Всеволодович и русские князья в очередной раз разбили половцев, и те ушли в степи.

Причина похода
Блестящие победы прошлого года, видимо, и сыграли роль в решении Игоря Святославовича идти к ослабленным половцам. Но зачем? Первая версия приводится уже в самом «Слове», где князь восклицает, что хочет «преломить копье на конце поля половецкого» и «испить шеломом из Дону». То есть захватить земли половцев и достигнуть с войском как минимум устья реки, а по сути, выйти к Азовскому морю. Это согласуется и с другой более конкретной причиной похода: молодой 32-летний князь решил одним марш-броском с отрядом в 5 тысяч человек разгромить стратегические пункты кочевников и снова открыть путь к Таманскому полуострову и Керченскому проливу, где когда-то давно существовало русское Тмутараканское княжество. Оно контролировало стратегически важный и сверхдоходный торговый путь. Княжество было уничтожено примерно в середине XII века. Но пути сохранились, и уникальные товары, предметы роскоши и серебро проходили на Русь именно оттуда. А это значит, в случае захвата плацдарма в руках маловлиятельного князя сосредоточились бы огромные богатства, и его политический вес изменился. Это путь прямой конкуренции с киевским князем и другими представителями дома Рюриковичей.
Отдельно следует упомянуть родственную карту в этой игре. На Руси в непростое время сформировались два основных клана – Мономашичи и Ольговичи. Первые берут начало от Владимира Мономаха, другие от его двоюродного брата – черниговского князя Олега Святославовича. Представители черниговского клана на момент похода князя Игоря захватили власть в Киеве. Город Новгород-Северский находился в 270 километрах от столицы, Путивль и Курск – старые пограничные пункты на краю Руси. Все эти территории входили в сферу контроля и интересов потомков черниговского князя Олега.
Святослав планировал очередной поход на половцев точно в год бесславного поражения игорева войска в 1185 году. Игорь или умышленно прощупывал военный потенциал половцев для этой кампании, или попытался обогнать киевского князя.
И самое интересное. Далекое Тмутараканское княжество на протяжении нескольких поколений принадлежало именно черниговским князьям, а тот факт, что половцы окончательно уничтожили Тмутаракань в конце 1160-х, может служить косвенным свидетельством мотивации похода амбициозного князя. Осторожно можно предположить, что Игорь шел отвоевывать родовые земли, хотя некоторые исследователи полагают, что целью похода была все-таки именно добыча или контроль над степными торговыми путями. То есть князь даже не думал заходить так далеко.

После боя
Но почему произошел разгром, от чего цели так и не были достигнуты? Военная тактика половцев была очень гибкой. Часто заключалась в выдвижении авангарда к противнику и его заманивании вглубь «степного моря». Обратите внимание, что произошло с войском Игоря. Первая стычка была успешной, потом последовали погоня за остальными половецкими силами и выход на основное многочисленное кочевое войско. Это подтверждает и факт окружения русичей. Даже курский полк Всеволода Буй-Тура с сильным составом лучников не смог исправить ситуацию, и все закончилось разгромом.
Не в пользу русичей были и погодные условия. Существует убедительная теория о средневековом климатическом оптимуме, по которой в северном полушарии в период с 950-х по 1250-е было очень тепло. Это способствовало, в частности, колонизации славян в северные и восточные районы и расширению Руси. Поэтому степи были еще жарче в то время. Без воды в жутком пекле дружины были обречены. Все было кончено к полудню (опять же пик жары) после трех дней отражения атак. Из 5 тысяч человек смогли выжить лишь несколько десятков. В том числе Игорь.
Удивительно, что до этого момента русские князья в плен к половцам не попадали. Видимо, экстраординарный случай единовременного обезглавливания княжеской верхушки Новгород-Северского княжества весьма впечатлил людей того времени и в особенности автора «Слова», который так и остался для нас анонимом.
Неясны на сегодняшний момент конкретное место сражения и некоторые подробности движения в сторону степи. Остается неразгаданной и тайна солнечного затмения, о котором говорится в произведении, и которое Игорь не мог видеть полностью. В том районе, где находился князь, затмение было видно максимум на 75%, и средь бела дня воины могли лицезреть лишь световой серп в небе.
Игорь, как известно по сюжету, бежал из привилегированного плена у хана Кончака. В «заложниках» остался его сын, которого и пальцем не тронули, когда побег отца открылся. Более того, Владимир женился на дочери хана. Видимо, это была своего рода логическая концовка для такого военного поражения.
Игорь потом продолжил войну с половцами и умер примерно в 1201 году, став князем в Чернигове. А в 1223-м кочевники начали просить помочь им в отражении доселе неведомой атаки монгольских орд. И южнорусские князья, когда-то то воевавшие, то мирившиеся с половцами, вместе полегли на Калке. Уже в 1237 году хлынули монгольские войска и на Русь. А половцы исчезли из истории навсегда.
Яков БОНДАРЕВ.
Фото с culture.ru.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...