Экспозицию помогла собрать картинная галерея имени Александра Дейнеки. Кстати, курские «коники» украшают не только ее сокровищницу, но и фонды музея декоративно-прикладного искусства и заповедника «Царицыно» в Москве, Русского музея в Петербурге.
Рассказ библиотекарей начался с мифов разных народов, где упоминается сотворение первых людей из глины. А затем зазвучали факты реальные, отмеченные в этнографической литературе (специалисты представили в витрине раритетные книги и журналы) и в воспоминаниях нескольких поколений жителей села Кожля бывшего Льговского уезда, ныне Курчатовского района. Занятие, прославившее уголок курского края, было тяжелейшим, тем более для женщин: прежде чем приступать к лепке, нужно было накопать особой глины, привезти в хату, замесить. Зато получившиеся работы веками были ходовым товаром на Коренной и других ярмарках.
Но к концу XX века старинным ремеслом владели лишь Ульяна и Валентина Ковкины и Ольга Дериглазова, находившиеся в весьма почтенном возрасте. Благодаря курянке Лилии Тимофеевой (внучки последней из упомянутых умелиц), ее сестры Татьяны и мужа Валентина, в совершенстве освоивших многовековые тайны, ремесло сохранилось. Современную кожлянскую игрушку по характеру лепки и яркости росписи даже знатоки едва ли отличат от свистулек далеких XVII-XIX веков. Как поясняют осведомленные исследователи, изделие традиционно вытягивается из цельного куска без составных частей и «налепов»; на белом фоне нарядно смотрятся сине-красные крапинки, желтые звездочки, узоры «сеточкой» или «елочкой», что символизирует, соответственно, землю и лес. А герои могут быть самыми разными: от домашних животных до могучего медведя, который когда-то водился в наших краях.
Павел РЫЖКОВ.
Фото предоставлено библиотекой имени Николая Асеева.
- Комментарии
Загрузка комментариев...