Сказку творим своими руками
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Музей книги в библиотеке имени Николая Асеева 24 марта принял первых посетителей выставки «Из глубины веков». Так называется собрание знаменитой кожлянской игрушки. Под началом умельцев, сберегших древнее ремесло, юные куряне ощутили себя современниками изобретательных мастериц из далекого прошлого.    
Экспозицию помогла собрать картинная галерея имени Александра Дейнеки. Кстати, курские «коники» украшают не только ее сокровищницу, но и фонды музея декоративно-прикладного искусства и заповедника «Царицыно» в Москве, Русского музея в Петербурге.
Рассказ библиотекарей начался с мифов разных народов, где упоминается сотворение первых людей из глины. А затем зазвучали факты реальные, отмеченные в этнографической литературе (специалисты представили в витрине раритетные книги и журналы) и в воспоминаниях нескольких поколений жителей села Кожля бывшего Льговского уезда, ныне Курчатовского района. Занятие, прославившее уголок курского края, было тяжелейшим, тем более для женщин: прежде чем приступать к лепке, нужно было накопать особой глины, привезти в хату, замесить. Зато получившиеся работы веками были ходовым товаром на Коренной и других ярмарках.
Но к концу XX века старинным ремеслом владели лишь Ульяна и Валентина Ковкины и Ольга Дериглазова, находившиеся в весьма почтенном возрасте. Благодаря курянке Лилии Тимофеевой (внучки последней из упомянутых умелиц), ее сестры Татьяны и мужа Валентина, в совершенстве освоивших многовековые тайны, ремесло сохранилось. Современную кожлянскую игрушку по характеру лепки и яркости росписи даже знатоки едва ли отличат от свистулек далеких XVII-XIX веков. Как поясняют осведомленные исследователи, изделие традиционно вытягивается из цельного куска без составных частей и «налепов»; на белом фоне нарядно смотрятся сине-красные крапинки, желтые звездочки, узоры «сеточкой» или «елочкой», что символизирует, соответственно, землю и лес. А герои могут быть самыми разными: от домашних животных до могучего медведя, который когда-то водился в наших краях.
Павел РЫЖКОВ.
Фото предоставлено библиотекой имени Николая Асеева.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...