Работают на грани адреналина и холодного расчета
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Вызовы на городскую станцию скорой медицинской помощи поступают по двум каналам: традиционный номер 103 (в прошлом 03) и единый 112. Первоочередная задача на этом этапе – уточнить адрес на случай, если связь вдруг оборвется. Дальше диспетчер определяет категорию вызова: экстренный – с угрозой жизни в данный момент или неотложный – угроза жизни есть, но она не требует внезапной реакции.    
Сначала медики отрабатывают экстренные вызовы. Задержки минимальны и не превышают норматив – 20 минут ожидания. Если поступит повторный звонок, где появятся сведения об ухудшении состояния пациента, вызов могут перевести из категории неотложных. Вся работа медиков автоматизирована: с января 2020 года установлены системы управления, определяющие ближайшую бригаду. У каждой есть планшет, через который врачи «отзываются». С помощью устройства фельдшеры могут просмотреть предыдущие вызовы – обратятся, например, «с давлением», а по тому же адресу пару дней назад родственника с ковидом забрали. Придется экипироваться в спецодежду.

По 20 вызовов в сутки
Жанна Бологова работает на «скорой» уже почти 30 лет – после школы пришла сюда санитаркой. Понравилось – отучилась и осталась на станции. Ее напарница Екатерина Елетина тоже давно в профессии – у нее более 20 лет стажа.
– В стационаре все постоянно,  здесь не так. Кому нравится адреналин, тот работает на «скорой». Как правило, люди не задерживаются в профессии, если душа не лежит – больше года редко выдерживают, – рассказывают девушки.
В среднем у каждой бригады – 18-20 вызовов в сутки. Иногда их много, но несложных, поэтому отрабатывают быстро. Если больному нужна капельница, то и небольшое количество обращений может задержать медика надолго.
– Стараемся анализировать жалобы на месте. Иногда пациенты замыкаются в себе, но постепенно их удается разговорить. Психологию нужно знать: с кем-то общаться строже, с кем-то – мягче, – рассказывают медики.
Бывает, что тяжелые больные отказываются от госпитализации. В таком случае их отмечают как «активных» – бригада повторно приезжает через 2 часа или передает информацию участковому.
Работая на «скорой», учишься быстро принимать решения. Фельдшер – это все: терапевт, гинеколог, хирург, реаниматолог, уролог, педиатр
Бригады работают или по 12 часов, или по 24. На смене в круглосуточном режиме находятся два старших врача, которые отслеживают обстановку в больницах, – согласуют, консультируют. Диспетчеры уже по голосу могут определить состояние больного: если услышат тревожные нотки, просят коллегу обратить внимание на вызов. Старший врач всегда «на телефоне». Если возникают сложности с определением местоположения, он пытается выяснить ориентиры. Один раз бригада 1,5 часа искала дом в СНТ. Поступил такой вызов: «На даче под ракитой лежит мужчина», а номеров участков нет.
– У нас тогда еще машина не проезжала – слишком узкие дорожки в товариществе, ездили с дачными охранниками. Чудом нашли ту ракиту: мужчина действительно под ней лежал, пьяный, а уже прохладно было. Мы его отвезли в наркологию, – вспоминают медики.
Бывают случаи, когда бригада приехала на вызов, а дверь не открывают. Тогда диспетчеры проверяют номер, старший врач звонит на него еще раз. Если человек не реагирует, вызовут полицию, на месте принимается решение о вскрытии двери.
При оформлении вызова даже есть такое обозначение: «плохо с закрытой дверью» – кто-то из соседей вспоминает, что давно бабушку не видел, или на стук никто не открывает. В таких историях и «хэппи-энды» случаются: один раз вскрыли дверь, а квартира пустая – пожилая хозяйка в санаторий уехала.

От опасных до ложных
Бывают и вызовы, угрожающие здоровью медиков. В 9 из 10 случаев они связаны с состоянием опьянения пациента. И врачам ломали кости, и водителям. Случалось, угрожали оружием. Но сегодня планшеты медиков оборудованы тревожной кнопкой – после трех нажатий незамедлительно приедет наряд Росгвардии.
– Бывает, на улице в чувство людей приводим, подносим нашатырь, а они замахиваются. Жанна так «пропустила» удар в свое время. Теперь стараемся проводить все манипуляции на расстоянии, – делится Екатерина.
Для криминальных случаев работает отдельный телефон – у старшего врача появляется обозначение «SOS, криминал, вызвать полицию». На вызовы по психиатрии выезжают специальные бригады, но и такие пациенты фельдшерам попадаются.
Врачи всегда ходят с медицинской укладкой: кардиограф, дефибриллятор, реанимационный набор, иногда кислород бывает нужен, растворы. В тяжелые ковидные времена и на дому кислород давали, пока места в больнице не находили.
Транспортировкой больных в меру своих возможностей тоже занимаются медики, зовут на помощь соседей. Хотя максимальный объем тяжести, который может поднимать девушка-фельдшер, составляет 15 килограммов. В особо сложных случаях просят приехать другие бригады.
Трудностей в работе добавляют шлагбаумы, которые мешают подъехать к подъезду. Часто пожилые люди не могут найти пульты от них. Даже с аппаратурой далеко идти тяжело, не говоря уже о носилках, но приходится.
При этом медики отмечают, что добираться до больных стали быстрее: среди водителей встречаются единицы, которые не пропускают машину со спецсигналами. Сирену включают в экстренных случаях.
В ситуациях, когда человеческая жизнь зависит от каждой минуты, особенно возмущают ложные вызовы.
– Сосед сверху вызывал женщине «скорую», говоря, что ей нужна медицинская помощь, – вспоминают один такой эпизод медики. – Потом еще в какие-то службы звонил. Стабильно через день по этому адресу «скорая» выезжала, пока полицию не вызвали. Выяснилось, что так соседи конфликт между собой решали. Иногда дети играют с телефоном. Случались и совсем возмутительные эпизоды. Один раз девушка вызвала «скорую» на остановке: приезжает бригада, а «пациентка» ноготь сломала.
Анастасия МАРТЫНЕНКО.
Фото с vk.com/kurskadm.cleangames46.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...