Какие тайны хранит дом на Перекальского
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Какие тайны хранит дом на Перекальского


85 лет назад в мае 1936 года была учреждена Курская областная филармония. Одна из самых ярких культурных площадок города размещается в необычном здании на улице Перекальского. Юбилей – это прекрасный повод раскрыть секреты и основные вехи в истории краснокирпичного дома в стиле модерн.    
В борьбе за трезвость

В 1900 году уездный комитет попечительства о народной трезвости официально обратился за помощью к земству для возведения Народного дома в Курске. Работа была проделана большая, и даже городская дума уже согласилась бесплатно передать комитету землю на месте Георгиевской площади, где сейчас находится Георгиевский (бывший Пролетарский) сквер. На пыльной площади часто было людно: то цирк приедет, то ярмарка откроется или народные гуляния проведут. Видимо, такая популярность у простого народа и подвигла выбрать это место как центр борьбы с пьянством. Но на заседании Курского земского собрания в деньгах было отказано, а чтобы совсем не обижать трезвенников, дан совет взять деньги в кредит из страхового капитала земства. К этому препятствию прибавились запреты от местного духовенства строить Народный дом в центре города.
Любознательного читателя может заинтересовать, а что же это за комитет такой «попечительства о народной трезвости»? Обратимся к истории. В середине XIX века в Европе стали популярными так называемые Народные дома. Возводимые на частные или государственные деньги, они служили центрами культуры для рабочего люда.
Одной из самых важных функций таких общественных клубов была непримиримая борьба за трезвый образ жизни. Научные брошюры начала XX века пестрели фактами употребления алкогольных напитков, начиная с самого рождения. Чтобы нагнать ужаса, приводились случаи кормления новорожденных высокоградусной жидкостью.
В России при императоре Николае II с подачи министра финансов Витте начали массово возникать Комитеты попечительства о народной трезвости. Эти ведомства пресекали продажи некачественного алкоголя, незаконную торговлю, факты распития водки на улице и даже следили за поведением любителей кабаков. Кроме этого, активно пропагандировали трезвый образ жизни, при том, что государство с 1895 года ввело строгую винную монополию и само же продавало пьяницам алкогольную продукцию. В результате получалась неоднозначная ситуация – казна имела немалый доход от продажи крепких напитков, и разумеется, отказываться от этого не хотела, с другой стороны народ все больше спивался.
Так в общественных кругах разных городов возникла необходимость в специальных Народных домах, где можно открыть чайные, столовые, залы для лекций и концертов, выставок, место для собраний, кружков. Словом, для всего, что способствовало бы усилению движения за отказ от алкоголя. По всей империи было построено более 130 подобных Народных домов.
Здание из красного кирпича

А как насчет курского Народного дома? Здесь все было и сложно и легко одновременно. Весной 1912 года Курская городская дума наконец-то выполнила обещание на безвозмездную передачу земли на окраине города. Но с условиями, что хозяйственное управление останется целиком за администрацией самого Народного Дома, а если общество трезвости закроется, то все здание перейдет в собственность города.
То, что сегодня для нас – часть исторического центра, даже в начале XX века было пустырем, вдобавок расположенным напротив городской тюрьмы. Это место и определили для строительных работ. В стране приближался 300-летний юбилей начала правления династии Романовых, и поэтому рядом с будущим народным Домом в память о круглой дате решили разбить общественный сад, который со временем превратился в Детский парк, а в советское время был переименован в Парк пионеров.
Строили здание из красного кирпича, который делали непосредственно в Курске. И до сих пор два этажа смотрятся, как все пять для людей, привыкших к строгой этажности многоквартирных домов. Модный тогда стиль модерн был выбран 30-летним архитектором Богданом Перетятковичем и инженерами В. Кулябко и Я. Максимовичем. Перетяткович к тому времени уже спроектировал курский Летний театр, ставший одним из первых зданий в империи, построенных из монолитного железобетона.
Главный акцент в здании Народного дома находился в центре – это небольшие квадратные колонны, поддерживающие полукруглый балкон и огромные фасадные окна в несколько уровней. За новыми стенами разместился зрительный зал, фойе и другие необходимые для общественного клуба помещения.
Здание практически было готово, когда в планы общества трезвости вмешались внешние силы. В этот раз, увы, непреодолимые. Началась Первая мировая война. В доме организовали лазарет и лечили раненных солдат. Пришедшие на смену царской администрации большевики расширили официальное название учреждения до Народного дома Совета рабочих и красноармейских депутатов. Туда зачастили люди в серых шинелях, в буденовках с красной звездой и комиссарских кожаных куртках.
Однако на этом беспокойная история дома не закончилась. В апреле 1918 года в Курске был поднят анархистский мятеж. При ликвидации мятежников завязались уличные перестрелки. По воспоминаниям очевидца, также был открыт огонь из крупнокалиберных пушек. Снаряды одной из них повредили крышу Народного дома, где засели вооруженные анархисты. Но уже в конце года пролетарии города отмечали там годовщину Октябрьской революции.
«Дом Ильича»

До конца Гражданской войны оставалось еще несколько лет. Кроме экономической, политической, социальной катастроф, наступила еще и санитарная. И в следующем году здание как нельзя лучше подошло для размещения там сыпнотифозного госпиталя на четыре сотни человек. Тем временем в череде государственных катаклизмов и без того не полностью достроенное помещение горело и очень скоро было заброшено на несколько лет. Попытки сдать его в аренду провалились из-за больших вложений, которые предполагал ремонт.
Но и тогда полудостроенный дом выстоял. И вот благодаря каким событиям. В январе 1924 года молодую страну Советов поразило страшное известие о смерти Владимира Ленина. Повсеместно возникали музеи, библиотеки, клубы в честь руководителя движения большевиков. Осенью того же года было принято решение восстановить пустующее здание на Ямской улице и организовать там новый общественный клуб – «Дом Ильича». Такое название и обращение к человеку, построившему новую страну, не считалось чем-то фамильярным, а наоборот, виделось символом настоящей народной любви. Так смерть Ленина стала причиной второго рождения здания. Реставрация проходила на деньги различных организаций, предприятий и самое главное – горожан.
Работы были закончены в 1925 году, и к юбилею со дня рождения Ленина здание открыли для всех жителей города. В состав нового учреждения вошли библиотека, клуб и музей имени В. И. Ленина. Из клуба трезвенников Народный дом превратился в центр пропаганды нового коммунистического общества. В связи с чем на следующий год в помещении «Дома Ильича» разместили радиостанцию, а снаружи появились деревянные мачты для радиовещания на всю Курскую губернию.

Подмостки двух театров

В конце 1920 годов здесь обосновался городской театр, позже ставший Курским областным драматическим театром имени А. С. Пушкина. Сейчас о поэте напоминает большая гипсовая статуя в одном из фойе на втором этаже.
Каким-то чудом здание практически не пострадало в период Великой Отечественной войны. Вероятно, его целостность и повлияла на то, чтобы организовать перед ним митинг после освобождения города от оккупантов. Измученные голодными месяцами и постоянным страхом куряне смотрели на командующего 60-й армией Ивана Черняховского, выступавшего с балкона, и надеялись на лучшее будущее.
В тот памятный для нас год освобождения, но уже осенью, работа театра возобновилась и жители наблюдали за удивительными историями в пьесах Шекспира, Островского, Горького, Симонова, Фадеева. В тот же год на гастроли приехали московские артисты. И несмотря на отсутствие отопления, залы неизменно были заполнены зрителями.
В процессе послевоенного восстановления города в здании произвели масштабный ремонт. Курский архитектор Алексей Шуклин предложил реконструировать не только внутренние помещения, но еще и фасад. Кто знает, как бы сейчас выглядели краснокирпичные этажи с улицы, но идея так и осталась на бумаге. Зато внутри был выполнен большой фронт работ – оборудован зрительный зал с ложами и амфитеатр, сцена заменена с полукруглой на прямоугольную. В цокольном этаже устроили гардероб. До сих пор интересны лепные украшения, барельефы с советской символикой и классическими театральными атрибутами. В результате преобразований в 1950 годы трудно было найти более парадное здание для торжественных церемоний. Поэтому в 1958-м в театре прошло награждение Курской области орденом Ленина. Вручал награду лично первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Тогда не обошли вниманием и курских саперов, которые рискуя подорваться, разминировали склад боеприпасов рядом с железнодорожным вокзалом в 1957 году.
Но театру становилось тесно. Только к 40-летнему юбилею Курской битвы на улице Ленина построили современное и большое здание драматического театра.
Вновь опустел Народный дом, как случалось с ним не раз. Но уже вскоре у него появились новые хозяева – Курская областная филармония и театр юного зрителя «Ровесник», которые до сих пор размещаются в этом старинном здании. В 1990-е была возведена новая пристройка. Внутренняя площадь филармонии существенно расширилась. В начале нулевых годов к радости ценителей местной архитектуры на балконе установили кованые решетки, обновили витражи и поменяли внешний облик фойе и вестибюлей. К слову, в фойе, названном в честь Михаила Щепкина, был использован паркет из шести пород дерева, а на потолке можно заметить большую хрустальную люстру, изготовленную в Чехии по спецзаказу.
А вот акустику улучшили благодаря установке специальных кресел, которые не поглощают звук. Для этой же цели пол, ложа и потолок были облицованы деревом. Но на пути к совершенствованию всегда приходится чем-то жертвовать. После многочисленных переделок были ликвидированы 118 зрительских мест. А вот количество гримерок увеличилось вдобавок к новой звуковой студии, костюмерной и классу хореографии.
Когда стоишь у ряда бюстов знаменитым деятелям искусств перед филармонией, то трудно представить, что на этом месте во времена галантного XVIII века спокойно шумели, утопая в траве, фруктовые деревья во дворах курян, живших неподалеку. А уж в древности здесь был настоящий лес. И никто не мог предположить, что спустя время на этом месте будут звучать другие божественные звуки – пение, скрипка, рояль, фагот, бас-гитара, барабаны и целые оркестры.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...