Александр Шклярик посвятил жизнь людям
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


40 дней минуло с 15 апреля, когда после тяжелой болезни ушел из жизни Александр Шклярик – глава областной ассоциации жертв незаконных политических репрессий, заслуженный учитель России, в прошлом руководитель нескольких образовательных учреждений. Благодарными воспоминаниями поделились многочисленные его единомышленники и ученики, многие из них до сих пор мысленно сверяют свои дела с правилами, которые много лет назад преподал им мудрый наставник.    
С клеймом «ЧСВН»

С корреспондентом «ГИ» побеседовала внучка Александра Анатольевича, заместитель директора Центра регионального развития Курской академии государственной и муниципальной службы Александра Шклярик. Общественное служение деда было и частью ее собственной биографии, курянка по возможности помогала близкому человеку в его нескончаемых трудах. Внимание Александра Шклярика к судьбам земляков-курян, потерявших близких в пору «ежовщины» или других потоков репрессий, объясняются не  только его душевной отзывчивостью. Он ведь и сам безвинно нес клеймо «ЧСВН» (члена семьи врага народа), оставшись без отца, еще не достигнув и года.
Анатолий Шклярик, прадед Александры Павловны и отец Александра Анатольевича, заместитель начальника отделения службы движения станции Льгов Московско-Киевской железной дороги, в 1938 году был приговорен внесудебной «тройкой» к «высшей мере социальной защиты» и расстрелян под Тулой в Тесницком лесу. Это место семья искала много лет, в 2014-м Александр Шклярик наконец-то смог установить скромный надгробный камень среди десятков других условных памятников-кенотафов (ведь никогда уже не узнать, под какой сосной покоится прах предка). На чем же основывалось обвинение, понапрасну отобравшее мужа у жены и отца у детей? В доносе говорилось о связях Анатолия Петровича с… польской разведкой.
– Кстати, прадед, несмотря на царившие тогда в НКВД жестокие методы следствия, так и не оговорил себя, настаивая, что невиновен, – подчеркивает Александра Шклярик. – Чудом сумел передать на волю записку моей прабабушке, и ее строки кричат о том же: «Шура, я не виноват»…
Как сказались на семье потеря кормильца и незаслуженный позор?.. Мать Александра тянула груз воспитания сыновей. В пору их юности, вплоть до XX съезда партии 1956 года (когда был разоблачен культ личности), приходилось очень тяжело. Александра и братьев не принимали в комсомол, а без этого нельзя было и мечтать о вузе. Но одаренный молодой человек смог поступить в педагогическое училище, когда весьма достойно проявил себя, отслужив срочную на  флоте. В педучилище познакомился с будущей женой Еленой. В августе этого года исполнилось бы 60 лет их счастливой семейной жизни… 22 апреля 1957 года дело по обвинению Анатолия Петровича Шклярика было прекращено за отсутствием состава преступления, и он реабилитирован посмертно. Но его сын, ставший уважаемым педагогом, всегда был за справедливость в отношении любого из товарищей по несчастью, поддерживал всеми силами даже незнакомых людей. Клеймо «сына врага народа» было снято, но он возложил на себя сам груз по защите таких же лиц с незримым клеймом «ЧСВН».
– Не мог допустить, чтобы об этой беде общество позабыло, – делится воспоминаниями о дедушке Александра Шклярик. – Долго бился за право ассоциации установить памятник всем погибшим от репрессий, и место выбрал – парк «Бородино». Но там до сих пор только черный камень с надписью. Обещаю, что теперь уже я приложу все усилия, чтобы его мечта сбылась. Мы все поддерживали дедушку, понимали, как для него это важно – память о безвинно замученных. Он не жалел себя, помогал членам ассоциации от всей души. А они ведь все очень-очень немолодые, с проблемами здоровья. С помощницей Верой Ивановной всегда каждого поздравлял с днем рождения, устраивал праздники. Помощь спонсоров для ассоциации жертв, которую дедушка находил с таким трудом, была весьма нерегулярной. Тяжело ему было отказы получать. Даже когда ассоциация из-за постоянных материальных трудностей присоединилась к Совету ветеранов города Курска во главе с Иваном Васильевичем Малковым, дед оставался столь же активным. Сидеть дома без дела никогда бы не смог. И от него нельзя было услышать жалобы на жизнь.
Фото из архива семьи ШКЛЯРИК.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...